В октябре 2019 года Европейский Союз и Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии достигли соглашения об условиях выхода из Союза на основе Соглашения о выходе Великобритании из ЕС. Была также принята политическая декларация, содержащая общие рамки будущих отношений между ЕС и Великобританией.
Процедуры ратификации Соглашения о снятии вступают в силу как в Европейском Союзе, так и в Соединенном Королевстве. Итак, Великобритания покинет Евросоюз в конце 31 января 2020 года.
Таким образом, 1 февраля 2020 года будет:
• дата вступления в силу Соглашения о выходе Великобритании из ЕС,
• первый день, когда в ЕС остается 27, а не 28 государств-членов,
• первый день начала переходного периода, установленного в Соглашении о выходе Великобритании из ЕС, который продлится с 1 февраля 2020 года по 31 декабря 2020 года.
В соответствии со ст. 1 Закона, в течение переходного периода Великобритания будет рассматриваться в правовом порядке стран ЕС как государство-член Союза. Закон предусматривает несколько исключений из этого правила, однако они не применяются к воздушному транспорту.
Переходный период означает для пассажиров и авиаперевозчиков никаких изменений в правилах полета из Великобритании и обратно до конца 2020 года, в том числе:
• Сохранение действующих правил пересечения границы ЕС и Великобритании. Пассажиры из Евросоюза по-прежнему смогут путешествовать в Великобританию и из нее на основании своего удостоверения личности.
• Сохраняются существующие правила об уплате НДС и акцизного налога, включая ограничения на освобождение путешественников, функционирование налоговых информационных систем и т. д.
• Отсутствие пошлин, квот и других дополнительных барьеров в торговле. Великобритания останется в Таможенном союзе с ЕС и будет участником общего рынка ЕС.
• Возможность экспорта товаров в Великобританию по действующим правилам.
• Дальнейшее взаимное признание профессиональных квалификаций для квалифицированных специалистов.
• Для европейских авиаперевозчиков нет необходимости получать разрешения от авиационных властей Великобритании.
• Британским авиаперевозчикам не нужно получать разрешения от авиационных органов стран ЕС.
Условия для осуществления воздушных перевозок и авиасообщения после окончания переходного периода будут зависеть от хода переговоров с Великобританией.
В то же время, следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 16 пункт 3 и 4 Регламента (ЕС) 2019/502 Европейского парламента и Совета от 25 марта 2019 года об общих правилах обеспечения основных воздушных сообщений в связи с выходом Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии из Союза (Официальный журнал EU.L 2019 № 85I, стр. 49), с 1 февраля 2020 года положения настоящего Регламента перестанут применяться к вступлению в силу Соглашения о выходе Великобритании из ЕС, запланированного на этот день.
Жалобы на нарушение прав пассажиров авиаперевозчиками в соответствии с положениями Регламента 261/2004 (в частности, в отношении задержанных и отмененных рейсов) в отношении рейсов из аэропортов Великобритании и рейсов из третьих стран в аэропорты Великобритании по-прежнему могут направляться в Управление гражданской авиации Великобритании (Адрес: Passenger complaints Unit, Civil Aviation Authority, CAA House, Лондон, 45-59 Kingsway, WC2B 6TE. Электронная почта: passengercomplaints@caa.co.uk).
Андрей Бочкарев