Вопрос о расширении Хитроу будет решен в течение 6-12 месяцев

Через крупнейший лондонский аэропорт  проходит 34 процента британского экспорта в страны за пределами Европейского Союза. Ни один другой аэропорт островов не может похвастаться таким результатом. Третья взлетно-посадочная полоса в Хитроу позволила бы удвоить объем грузовых перевозок. Это только один из аргументов в пользу проекта, который поглотит львиную долю бюджета, но все еще находится под вопросом.

Аэропорт Хитроу
Аэропорт Хитроу

Аэропорт, который в прошлом году обслужил 80 102 017 пассажиров, что ставит его на седьмое место в рейтинге аэропортов с наибольшим пассажиропотоком в 2018 году, располагает только двумя полосами. Для сравнения, парижский Шарль-де-Голль, а также подобные объекты во Франкфурте и Мадриде имеют по четыре полосы в каждом. Схипхол в Амстердаме располагает шестью. Хитроу должен догнать конкурентов через семь лет.
Дополнительные аргументы в пользу проекта

Хитроу в этом году в третий раз получил звание крупнейшего в мире мегахаба. Это рейтинг составлен по результатам исследования, в котором проанализировано количество возможных международных рейсов в 50 крупных аэропортах мира за шестичасовое окно дня, когда наблюдался самый большой трафик в небе. Однако, если порт намерен и дальше побеждать в таких рейтингах, ему придется подумать о расширении. И он делает это. Планы развития развитие аэропорта предусматривают появление до 40 новых междугородних маршрутов.

Владельцы Хитроу утверждают, что больше всего от расширения выиграют пассажиры благодаря большему выбору направлений и большей конкуренции между авиакомпаниями и, как следствие, снижению тарифов. В настоящее время 98 процентов слотов в аэропорту использует British Airways. EasyJet и Flybe уже сообщают об очень большом интересе к использованию пропускной той способности, которую аэропорт должен достичь в 2026 году, когда будет готова третья полоса.

Создатели предприятия также хотят воспользоваться тем, что Хитроу уже является огромным коммуникационным узлом для самих островов. В 2030 году целых 70 процентов британцев смогут добраться до порта максимум за три часа. Это должно быть обеспечено не только рейсами из других аэропортов королевства, но также автомобильным и железнодорожным сообщением. Согласно предположениям, в указанный 2030 год 50 процентов жителей Великобритании будут добираться в Хитроу на общественном транспорте.

Сторонники расширения также подчеркивают тот факт, что третья полоса позволит по-разному организовать воздушное пространство над Лондоном. Это должно принести большую пользу. В настоящее время самолеты совершают посадку с задержкой и должны сделать много кругов над Хитроу, ожидая от диспетчеров разрешения на посадку. Это не только увеличивает задержку, но и вынуждает сжигать большое количество топлива. Что, в свою очередь, приводит к затратам для авиакомпаний, а также к увеличению выбросов углекислого газа.

Планируемое расширение до 2050 года также даст аэропорту новые терминалы. Это часто забываемая проблема, но, что интересно, она может иметь решающее значение для финансов Хитроу. Современное здание, спроектированное в соответствии с последними тенденциями, может создать пространство, в котором клиенты аэропорта с большей вероятностью оставят на нем деньги в сувенирном магазине или гастрономическом заведении. Это может показаться незначительным, но перед лицом растущей конкуренции на рынке пассажирских перевозок аэропорты зарабатывают меньше на перевозчиках и больше на генерируемом ими трафике. Это можно наблюдать уже сегодня. Даже мюнхенский аэропорт заработал прибыль за последний финансовый год не благодаря расширению сети междугородних сообщений — финансовой выгоды для перевозчика, а благодаря увеличению так называемых неавиационных доходов.

Новые рабочие места – также очевидное преимущество. В настоящее время в аэропорту работает около 76 500 человек. Ожидается, что это число увеличится на 40000, если все пойдет по генеральному плану развития аэропорта. Данный факт особенно важен в момент ухода Великобритании из структур Европейского Союза и турбулентности на рынке труда, которую может принести Brexit.

Нет роз без шипов

Реализация проекта по увеличению пропускной способности аэропорта Хитроу максимум до 130 миллионов пассажиров в год предполагает снос 700 домов и церкви. Также придется переместить кладбище. Генеральный план аэропорта предполагает расходы в 700 миллионов фунтов на звукоизоляцию, которая должна быть установлена в 160 000 домов. Все инвестиции на первый этап, т.е. строительство третьей полосы, обойдутся в 14 миллиардов фунтов стерлингов. К 2050 году в общей сложности должно быть потрачено 30 млрд ф.с. С

Расширение может столкнутся с исто инженерными проблемами на местности. Оно предполагает, среди прочего, изменение русла рек и ручьев протяженностью 12,8 км и прокладку участка лондонской объездной дороги M25 в туннеле. Это потребует неординарных решений и будет происходить в регионе, где перемещается огромное количество людей. По оценкам руководства аэропорта, в среднем за день в радиусе километра от Хитроу перемещается миллион человек. Это вызывает значительные сложности на этапе проектирования, не говоря уже о самой работе.

Однако наиболее важными являются проблема окружающей среды. Британская организация World Development Movement подсчитала, что самолеты, работающие на третьей полосе аэропорта, будут производить столько углекислого газа, сколько производит
в настоящее время вся Кения. Существует также проблема платы за выбросы CO2. Скорее всего, нет никаких оснований ожидать падения ее стоимости, и следует даже предполагать ее повышение. Противники расширения Хитроу утверждают, что сборы поглотят такие большие суммы, что лишат инвестиции экономического обоснования.

Проблема настолько серьезна, что об этом говорит президент IAG Вилли Уолш. «Два года назад я бы отдал 60 процентов за реализацию этого проекта. Сейчас я даю т 60 процентов против него», – сказал бизнесмен в интервью британским СМИ. Уолш разделяет озабоченность по поводу риска финансовой стагнации всего проекта перед лицом растущей проблемы платежей за выбросы.

Президент IAG считает, что следующие 6-12 месяцев будут иметь решающее значение для будущих планов по расширению аэропорта, обеспечивающего самый большой пассажиропоток на Старом континенте. Трудно не согласиться с этим мнением.

Андрей Бочкарев