Возможные санкции против России ударят по авиапроизводителям

Рассматриваемое введение санкций против России, упомянутое в контексте реакции государств на возможное российское вторжение в Украину, также будет иметь серьезные последствия для производителей самолетов, которые сильно зависят от поставок российского титана.

Сборка фюзеляжей для 737 MAX на Spirit AeroSystems.
Сборка фюзеляжей для 737 MAX на Spirit AeroSystems

В то время как Россия накапливает значительные вооруженные силы на границе с Украиной, что, по мнению западных лидеров и военных аналитиков, может означать подготовку к вооруженному вторжению в Украину, мир задается вопросом, как отбить у российского лидера охоту отдавать приказ о начале войны. Одним из основных инструментов превращения войны в очень дорогостоящее предприятие Владимира Путина, президента Российской Федерации, является объявление о жестких санкциях, которые международное сообщество введет против России, если  эта страна вторгнется в Украину. Проблема в том, что такие санкции ударят и по западной экономике.

Обоюдоострый меч

В контексте возможных последствий со стороны России чаще всего упоминаются поставки энергоносителей, на которые много лет назад полагался Европейский Союз. Россия  импортирует около 40 процентов  природного газа, который он использует, и почти треть потребляемой сырой нефти. В последние месяцы запасы газа значительно сократились, а цена на это сырье резко возросла, что дает России огромное преимущество на переговорах.

«Правда в том, что Европа не может быстро заменить российский газ», — сказал Рональд Смит, аналитик нефтегазовой компании BCS Global Markets.

Авиапроизводителям нужен российский титан

Россия является не только основным поставщиком энергии в Европу, но и возглавляет список поставщиков критически важного для экономики сырья. Одно из них, титан, имеет решающее значение для производства современных самолетов.

Чистый сероватый титан представляет собой электропроводящий металл низкой плотности и высокой прочности, устойчивый к коррозии в морской воде, соляной кислоте и хлоре. Именно коррозионная стойкость и соотношение прочности к плотности, наиболее благоприятное среди всех металлов, делают титан востребованным и используемым сырьем в авиационной промышленности – титан не уступает по прочности некоторым сортам стали, характеризуется меньшей плотностью и, следовательно, меньшим удельным весом. Кроме того, титан также может быть использован для создания сплавов с железом, алюминием, ванадием и молибденом, которые получают  малый вес и имеют широкий спектр применения, например, в авиационных двигателях.

В мировом масштабе Россия обеспечивает около 30 процентов  поставок  этого сырья. Таким образом, возможные санкции против Российской Федерации могут ударить по Airbus, который покупает  в России около половины используемого  титана, и по  Boeing,  который использует около  30 процентов  этого сырья для производства самолетов из России. Недостаток предложения ощутят и производители авиадвигателей.

Тем не менее представители Airbus уже  заявили, что будут «строго соблюдать любые санкции и правила экспортного контроля».

Андрей Бочкарев