Рассматриваемое введение санкций против России, упомянутое в контексте реакции государств на возможное российское вторжение в Украину, также будет иметь серьезные последствия для производителей самолетов, которые сильно зависят от поставок российского титана.

В то время как Россия накапливает значительные вооруженные силы на границе с Украиной, что, по мнению западных лидеров и военных аналитиков, может означать подготовку к вооруженному вторжению в Украину, мир задается вопросом, как отбить у российского лидера охоту отдавать приказ о начале войны. Одним из основных инструментов превращения войны в очень дорогостоящее предприятие Владимира Путина, президента Российской Федерации, является объявление о жестких санкциях, которые международное сообщество введет против России, если эта страна вторгнется в Украину. Проблема в том, что такие санкции ударят и по западной экономике.
Обоюдоострый меч
В контексте возможных последствий со стороны России чаще всего упоминаются поставки энергоносителей, на которые много лет назад полагался Европейский Союз. Россия импортирует около 40 процентов природного газа, который он использует, и почти треть потребляемой сырой нефти. В последние месяцы запасы газа значительно сократились, а цена на это сырье резко возросла, что дает России огромное преимущество на переговорах.
«Правда в том, что Европа не может быстро заменить российский газ», — сказал Рональд Смит, аналитик нефтегазовой компании BCS Global Markets.
Авиапроизводителям нужен российский титан
Россия является не только основным поставщиком энергии в Европу, но и возглавляет список поставщиков критически важного для экономики сырья. Одно из них, титан, имеет решающее значение для производства современных самолетов.
Чистый сероватый титан представляет собой электропроводящий металл низкой плотности и высокой прочности, устойчивый к коррозии в морской воде, соляной кислоте и хлоре. Именно коррозионная стойкость и соотношение прочности к плотности, наиболее благоприятное среди всех металлов, делают титан востребованным и используемым сырьем в авиационной промышленности – титан не уступает по прочности некоторым сортам стали, характеризуется меньшей плотностью и, следовательно, меньшим удельным весом. Кроме того, титан также может быть использован для создания сплавов с железом, алюминием, ванадием и молибденом, которые получают малый вес и имеют широкий спектр применения, например, в авиационных двигателях.
В мировом масштабе Россия обеспечивает около 30 процентов поставок этого сырья. Таким образом, возможные санкции против Российской Федерации могут ударить по Airbus, который покупает в России около половины используемого титана, и по Boeing, который использует около 30 процентов этого сырья для производства самолетов из России. Недостаток предложения ощутят и производители авиадвигателей.
Тем не менее представители Airbus уже заявили, что будут «строго соблюдать любые санкции и правила экспортного контроля».
Андрей Бочкарев