Возрождение сверхзвуковой гражданской авиации не за горами

Несмотря на экономические проблемы и противодействие экологических служб во многих странах серьезно рассматривают возможность возврата к использованию сверхзвуковых самолетов в гражданской авиации. Эта тема стала одной из главных для обсуждения на авиасалоне в Фарнборо.

Активными пропагандистами идеи возвращения сверхзвука показали себя компании Boeing и Lockheed. К ним примкнули молодые американские стартапы Boom и Spike. Каждая из компаний подкрепляла свои аргументы готовым концептом.

Несмотря на то, что Россия не представила ничего на статической выставке и в летной программе, ее представители присутствовали и тоже присоединились к обсуждению этой горячей темы.

Как известно, в январе текущего года Владимир Путин, заявил о своем желании создать на базе Ту-160 сверхзвуковой пассажирский самолет. Практически сразу на рассмотрение был представлен бизнес-план. По имеющимся данным новый бизнес-джет может стать эксклюзивным воздушным судном стоимостью примерно 150 миллионов евро.

Специалисты спорят о технической возможности осуществления данного проекта. Примеров положительной конверсии военных самолетов в гражданские суда, но Ту-160 сверхзвуковой ракетоносец, а таких прецедентов раньше не было.

Сложности состоят в том, что пассажирские сверхзвуковые самолеты большую часть пути проводят именно в режиме сверхзвука, в то время как Ту-160 большую часть полета проводит на дозвуковой скорости. Постоянный режим форсажа приведет к непозволительно большим расходам топлива.

Также возникают сложности в плане конструкции самолета. Строение сверхзвукового ракетоносца кардинально отличается от пассажирского авиалайнера. Как предполагают решить эти две основных проблемы разработчики нового проекта пока не известно.

В конце 1950-х европейские и американские компании уже пытались создать сверхзвуковой пассажирский самолет. Спустя приблизительно 10 лет разработка подобного проекта началась в СССР.

В массовое производство попали только два самолета. Это всемирно известный Concorde, детище французско-британского союза и русский Ту-144.

Ту-144 производился на авиационном заводе в Воронеже, сейчас ПАО «ВАСО», входит в Объединенную Авиастроительную Корпорацию. За период с 1972 по 1984 года было 17 самолетов. В 1977 года авиакомпания «Аэрофлот» ввел воздушные суда в эксплуатацию. Использование Ту-144 в коммерческих целях продолжалось семь месяцев. После катастрофы, которая произошла с тестовым экземпляром Ту-144Д, коммерческое использование самолета прекращено.

Concorde создавался в результате слияния программ Франции и Британии. Главным разработчиком стали французская компания Sud Aviation и английская BAC. Двигательная установка разрабатывалась совместно Rolls-Royce и SNECMA. Всего за время производства изготовили 20 самолетов. 9 воздушных судов были приобретены авиакомпаниями British Airways и Air France, еще 5 Concorde передали этим же компаниям за символическую цену в 1 фунт и 1 франк.

Первый полет британско-французского детища состоялся в 1969 году, а коммерческое использование самолетов началось в 1976 году. Сверхзвуковые пассажирские самолеты (СПС) Concorde состояли в авиапарке национальных авиакомпаний British Airways и Air France. Всего за 27 лет эксплуатации самолеты перевезли больше 3 миллионов человек.

После инцидента, случившегося в аэропорту Шарль-де-Голь 25 июля в 2000 году, когда при вылете самолет разбился, что привело к гибели 113 человек, коммерческую эксплуатацию Concorde приостановили на полтора года. После чего сначала французская, а после и британская авиакомпании полностью прекратили использование самолетов в связи с удорожанием топлива.