Вынесет ли Италия на своих плечах SSJ-100 на европейский рынок?

Россия и Италия подписали в Риме межгосударственное соглашение, в соответствие с которым Италия будет сертифицировать производство самолетов SSJ-100 в России. Под документом поставили подписи глава Росавиации и ENAC (Национальное управление по гражданской авиации Италии).

Sukhoi SuperJet 100 - Вынесет ли Италия на своих плечах SSJ-100  на европейский рынок?

Сборочный цех Sukhoi SuperJet


«Документ формализует признание итальянской стороной системы сертификации авиационной продукции в России и позволяет беспрепятственно реализовывать экспортные поставки самолетов Sukhoi SuperJet 100 европейским клиентам», — сообщается в коммюнике.
Новое соглашение аннулирует договор от 2013 года, подписанный MAK (Межгосударственный авиационный комитет). Российская сторона подчеркивает, что с 2015 года поставки SSJ-100 в Италию ни разу не задерживались. Однако скромно умолчала о количестве поставленных воздушных судов этой модели на Пиренеи (по официальным источникам – ни одного).

Sukhoi SuperJet 100 (SSJ100) является первым и пока единственным самолетом, который продвигается на зарубежных рынках после распада СССР. Проект является не столько экономическим, сколь политическим для поддержания утерянного имиджа авиационной державы. Отсюда — «сырая» конструкция и многочисленные недоработки. В результате некоторые клиенты сняли свои предварительные заказы. И таких оказалось в несколько раз больше, чем заказчиков.

В конце декабря прошлого года Росавиация предупредила пользователей самолетов, что они имеют дефекты (речь шла, в том числе, о креплении стабилизатора на хвостовом оперении).
В прошлом году в России было обнаружено 4 воздушных судна с этим дефектом. Экспортным повезло еще меньше. Так, половина из 22 купленных Мексикой СуперДжетов была снята с полетов. В настоящее время под логотипами различных авиакомпаний эксплуатируется чуть более 100 единиц российских среднемагистральных самолетов. Они отличаются от своих конкурентов минимальным суточным налетом из-за простоев на осмотр и ремонт. Он составляет всего 3-3,7 часа, в то время как среднее время для окупаемости должно быть в три раза выше.

Единственным преимуществом российской машины является его невысокая цена. Однако это не очень впечатляет пользователей, которых интересует экономическая эффективность. Единственной нишей видится применение самолета в качестве бизнес-джета для российских предпринимателей путешествующих внутри страны. Такая версия самолета — Sukhoi Business Jet – уже существует и стоит «всего» около 40 миллионов долларов.

Особенно неутешительными выглядят перспективы российского среднемагистрального самолета на фоне соглашения Bombardier c европейским Arbus, которые договорились совместно продвигать канадские самолеты Cseries. Кроме того, это самолет будет собираться на заводах Arbus в США, тем самым высвобождая мощности канадского производителя для экспансии в Европе.

В связи с этим кажутся не совсем понятными действия итальянской стороны, взявшей на себя ответственность за сертификацию. Даже, если производитель добьется приемлемого качества и эффективности, и SSJ100 сможет выйти на европейский рынок, то он может столкнуться с другой неприятностью — санкциями ВТО. Не секрет, что этот проект получал щедрое государственное финансирование, тем самым были нарушены принципы добросовестной конкуренции. По этой причине Bombardier уже попал в поле зрения соответствующих органов Всемирной торговой организации после жалоб поданных американским концерном Boeing и бразильским Embraer.