Як 12: небесный труженик

Як 12: небесный труженик

Як 12 – многоцелевой компактный самолет производства КБ Яковлева, построенный по заданию Сталина. Это воздушное судно с превосходными летными данными для машин в своем классе. Большая часть лайнеров эксплуатируется и сегодня.

Краткая историческая справка

После ВОВ А.С. Яковлев и его ассистенты приступили к работе над проектом создания легкого многоцелевого самолета. Перед разработчиками стояла задача построить недорогой и простой, понятный в эксплуатации лайнер для восстановления линий внутренних перелетов и нужд сельского хозяйства.

Предполагалось, что он будет перевозить как путешественников, так и грузы, почту, а также использоваться в аэроклубах для тренировок, в сельском хозяйстве для опыления растений и для услуг медицинской авиации.

Испытания нового лайнера провели в 1946. Было опробовано несколько вариантов модификаций самолета. В результате оптимальным признали Як 12 с двигателем АИ-14 мощностью 240 лошадиных сил.

Воздушное судно немедленно поступило в серийное производство. В Польше изготавливали видоизмененный самолет под названием PZL-101 Gawron.

Описание лайнера

На борту самолета установили специальные приборы и радиостанции. Они обеспечивали возможность воздушных перелетов ночью и при непростых погодных условиях.

Этот лайнер является монопланом с высокорасположенным крылом, с неубирающимся шасси, оперение хвоста подкосно-расчалочным. Крыло машины выполнено из добротного дерева, с полотняной обшивкой, 2-х лонжеронное. На нем установлены щелевые закрылки и фиксированный подкрылок. Предкрылки на крыле улучшают посадочные свойства машины и повышают безопасность полета.

Як 12: небесный труженик

Каркас Як-12 выполнен из металла. Его оперение обшито полотном. Кабина самолета выполнена по типу автомобильного. Она рассчитана на 4 человек. По надобности в ней размещают носилки для транспортировки больных.

С течением времени характеристики и конструкция самолета менялись. В частности, дерево заменили на дуралюмин. А вот полотняная обшивка лайнера всегда оставалась неизменной.

Шасси на Як 12 изначально были пирамидальными. Разработчики ввели ленту-оттяжку, которая уменьшала сопротивление. Проводка управления лайнером – тросовая. Возможна установка лыж.

Существует несколько модификаций машины: санитарный Як-12С, который берет на борт 1 больного, самолет-опылитель Як-12СХ, лайнер на трех пассажиров с удлиненным хвостом Як-12М.

Технические характеристики Як 12

В базовой модификации самолет развивает максимальную скорость 194 км/ч, крейсерская скорость – 169 км/ч. Его летный потолок равен 4500 м, практическая дальность полета без посадки – 810 км. Так, вы можете арендовать этот самолет у AVIAV TM (Cofrance SARL) для перелета из Москвы в Петербург (634 км).

Вес пустого лайнера – тонна, взлетный вес равен 1450 кг.

Размах крыла самолета равняется 12 метрам, площадь – 21,60 кв. м. Длина машины – 8,36 метров, высота – 3,76 м.

Экипаж самолета – один человек, вместимость – 2 пассажира (либо 355 кг груза).

Интересные факты о Як 12

  • Иногда самолет использовали как буксировщик планеров.
  • С 1947 по 1968 в СССР построили примерно 5000 самолетов Як 12.
  • Этот лайнер можно увидеть в ряде художественных фильмов: «Последний дюйм», «Разрешите взлет».
  • Як 12 стал самой массовой машиной в истории авиации СССР.
  • Этот самолет способен взлетать почти с любых аэродромов.
  • Официально машину списали в начале 80-х годов. Однако она по-прежнему эксплуатируется, например, в частных авиаклубах.
  • В 1949 году лайнер пытались сделать гидросамолетом, установив на нем поплавки. План провалился из-за недостаточной энерговооруженности машины.
  • По лицензии Як 12 производили и в Китае. Там самолет назывался «Шеньяг».