За нарушение правил торговли вооружениями Airbus может попасть под санкции Госдепартамента

За нарушение правил торговли вооружениями Airbus может попасть под санкции Госдепартамента

Концерн Airbus нашел неточности в документации для Государственного департамента США при продаже военного оборудования и услуг по Правилам международной торговли оружием (ITAR) и уведомил об этом власти США. Что теперь ему грозит?

Это официальное название свода правил, действующих 40 лет в области экспорта продукции военного назначения и документации, имеющих значение для национальной безопасности США. Они были приняты во времена «холодной войны», чтобы предотвратить продажу или экспорт из третьих стран американских военных технологий в государства, считающиеся опасными, либо попавшие под эмбарго. В настоящее время в «черном списке» ITAR находится Белоруссия, Иран, Северная Корея, Куба, Сирия и Венесуэла. Некоторые ограничения касаются также Афганистана и Ирака, но возможность выдачи экспортных лицензий рассматривается в каждом конкретном случае.

Кроме главных функций, ITAR накладывают требование прозрачности сделок и информирования о них. Компании торгующие товарами, попадающими под эти правила, должны подавать уведомления в отдел контроля оборота оружием в Госдепартаменте США (DDTC) об использовании агентов по продажам (посредников), выплате вознаграждений в сумме превышающей 100 тысяч долларов США. Это требование заключено в пункте 130 ITAR, который Airbus мог нарушить.

«Штрафы в административном порядке за нарушение ITAR в результате ошибки могут доходить до 500 тысяч долларов США, но обычно гораздо ниже и не попадают в заголовки газет», – пояснил корреспонденту нашего портала Рейд Уайттен из лондонского бюро американской канцелярии Sheppard Mullin.

В случаях преступного или сознательного нарушения правил ITAR, штраф может составить до одного миллиона долларов и до 20 лет тюремного заключения или обеих наказаний одновременно, но нарушения, не угрожающие национальной безопасности, обычно так сурово не наказываются.

Нарушение ITAR может вызвать компанию к исключению минимум на три года из всех экспортных соглашений с Соединенными штатами. В случае с Airbus это может сильно затруднить его деятельность, так как он потеряет доступ к американским поставщикам деталей. Концерн, в отличие от Dassault Aviation, использует американские технологии и компоненты при производстве военных самолетов, вертолетов, истребителей и спутников.

Правила ITAR гласят, что Государственный департамент может признать смягчающими обстоятельствами выявление самой компанией неточностей в документации, если о них будет уведомлено незамедлительно. Пресс-секретарь концерна из Тулузы сообщил, что предварительная информация о проблемах в документации была передана американской стороне в ноябре 2016 г., а окончательные результаты внутреннего расследования – в конце июля 2017-го.