Зачем устанавливать радиостанцию со встроенной настройкой?

Вероятно, для вашего бизнес-джета доступно обновление, но для тех, у кого более старые панели, каковы преимущества обновления до встроенной настройки радио? Стоит ли инвестировать в подобную модификацию? Вместе с Дэйвом Хигдоном мы обсудим этот вопрос…

Сегодняшняя кабина пилотов воспроизводит информацию с приборных панелей старой школы на графических дисплеях (часто на Основном Пилотажном Дисплее (PFD)). Цифровые изображения навигационных индикаторов и навигационной графики отображают информацию как на PFD, так и на Многофункциональном Дисплее (MFD).

Однако ранние воплощения современных летных палуб часто не позволяли интегрировать архитектуру в графические дисплеи для мониторинга и управления различными радиовещаниями и другими системами, присущими почти каждой кабине. Таким образом, отдельные коробки со связью на сверхвысоких частотах (VHF) и навигационными радиоприемниками были обычным явлением до появления полностью интегрированных систем панели приборов, доминирующих в поставках новых самолетов сегодня.

Интегрированные панели приборо в большинстве своём исключают отдельные панели коммуникации и навигации, установленные в раздельные коробки, каждая из которых имеет собственные дисплеи со статусом и элементами управления. На их месте интегрированная панель приборов обеспечивает встроенные элементы управления, доступные через основные экраны дисплея.

Результатом стало уменьшение времени, когда пилот “смотрел вниз, на приборную панель”, и повышение внимания пилота к тому, что происходит за “окном самолёта”, а также (благодаря большей интеграции этих систем) более разумный, простой и удобный контроль над радиоприёмником – и всё это с бонусом, снижающим количество способов сделать ошибку ввода.

Проще говоря, встроенная настройка – это еще один элемент управления, присущий интегрированной Авионике. Многочисленные преимущества, превратили больше, чем несколько лётчиков в настоящих поклонников интеграции, которая внедряет элементы управления на один экран, над которым пилоты проводят большую часть своего времени.

 Разнообразие в интеграции

Встроенная настройка доступна в двух формах. В одной форме радиоприёмник (будь то связь на сверхвысоких частотах или навигационное радио, или GPS-навигатор) может быть дистанционно установленной коробкой, подключенной дисплеям, чтобы дать экипажу прямое управление коробкой через элементы управления, отображаемые на панели кабины.

В другой (более распространённой) форме радиоприемники существуют не как автономные коробки, а как функции, встроенные в интегрированную систему панели приборов, как правило, в составе одного или нескольких блоков, допускающих замену в условиях эксплуатации (LRU). Обе формы управляются всплывающим окном на дисплее PFD или с помощью отдельного устройства ввода, и каждая из этих форм имеет своих поклонников, предпочитающих их по тем или иным причинам.

С одной стороны, с дистанционно управляемыми автономными радиоприёмниками, неисправность обычно не влияет на систему основной приборной панели кабины, и радио легко заменяется с небольшим воздействием на остальную Авионику. Однако когда устройства, встроены в интегрированный пакет панели приборов, даже несмотря на то, что LRU легко заменяемы, неисправность VHF-связи или навигационного радио может (хотя и редко) повлиять на функциональность других частей Авионики.

Как уже упоминалось ранее, основным преимуществом комплексной настройки радио является способность технологии, сократить время, когда пилот смотрит вниз, на приборную панель и увеличить время коuда он наблюдает за тем, что происходит снаружи самолёта, при этом продолжая следить за инструментами ситуационной осведомленности самолета.

Коснитесь программной клавиши на панели PFD или дотроньтесь сенсорного устройства, чтобы оно отобразило экран дисплея и появилось всплывающее изображение клавиатуры, на котором пилот, может ввести частоту, – или обозначение аэропорта или навигационную точку. Другая кнопка или две загружают информацию непосредственно в соответствующую часть Авионики (будь то частота связи, навигационный маяк или код аэропорта).

Поскольку  PFD может одновременно отображать местность, трафик, скорость полета, высоту, отношение, направление, курс и вертикальную скорость, вас может обеспокоить то, что экран отображения становится немного нагромождённым. Эти PFD также могут отображать трафик как часть системы предотвращения столкновений, а в некоторых случаях позволяют пилоту наложить друг на друга графики погоды на дисплее.

Однако благодаря возможностям удаленного ввода и встроенной настройке свободное пространство на панели все больше заполняется более крупными дисплеями, что облегчает поиск информации на каждом шагу. И когда появляется все больше систем, доступных для модернизации, эпоха аналоговых панелей закончит своё существование.

Панели, экономящие место

Программное обеспечение управления, встроенное в интегрированные приборные панели, часто полностью исключает раздельные панели управления – с их ручками и переключателями – в пользу так называемых “мягких элементов управления”, которые появляются и исчезают на дисплеях PFD или MFD одним нажатием кнопки.

Интегрированные панели приборов, использующие встроенный радиоприёмник, обычно включают в себя дисплейную панель на PFD или MFD, отображающую используемые частоты, даже если блок управления не отображается. С нынешним распространением сенсорных дисплеев пилот одного из этих современных чудес имеет меньше причин, чтобы вертеть головой в кабине, пытаясь найти и настроить частоту связи или навигации.

Современные передовые кабины пилотов, с их дисплеями или системами наведения, часто отображают частоты связи и навигации на индикаторе (с отображением информации) на лобовом стекле (HUD), что еще больше сокращает время без наблюдения за внешней  обстановкой.

Эксплуатационные преимущества

Благодаря современным интегрированным панелям приборов, встроенная функция управления радио часто предназначена для работы непосредственно с другими радиостанциями, что повышает их эксплуатационные преимущества. С помощью самых передовых систем частота, вводимая на встроенный экран настройки, часто может быть введена непосредственно в план полета с правильной комбинацией нажатия кнопок.

Аналогичным образом информация в навигационных базах данных часто может вводиться непосредственно в систему управления полетами (FMS) для ускорения планирования полета и подготовки к вылету.

Или радиочастота в базе данных GPS может быть внутренне передана непосредственно в радиосвязь в диапазоне VHF или в радионавигационные средства, экономя дополнительные действия пилота и повышая безопасность и эффективность.

Нажмите кнопку, чтобы ввести частотные варианты для навигационного приемника HF  и коммуникационного приемопередатчика связи, а отдельная клавиша вызывает окно, в котором есть поле для ввода навигационной информации для GPS WAAS, которые всё чаще встречаются в современных самолетах. В качестве альтернативы, вызовите диаграмму аэропорта, и на дисплее появятся все соответствующие радиочастоты, с которых кнопка или две загружают эту частоту в соответствующую Авионику.

Действительно, эта передача нажатием кнопки исключает возможность ошибочно введенных номеров, точек маршрута или других данных, подлежащих прямому вводу.

Удаленная Настройка

Не все самолеты поддерживают интегрированные панели приборов и не все интегрированные панели приборов поддерживают удаленную настройку старых радиоприёмников. С этой целью такие компании, как Rockwell Collins (среди прочих) предлагают автономную дистанционную настройку радиоприёмников для своих устаревших систем и новых панелей приборов.

Например, семейство радиоустройств RTU-42XX от Rockwell Collins обеспечивает интегрированный контроль всех датчиков ProLine II Rockwell Collins и 400 датчиков серии CNS и HF-9000. RTU-42XX включает в себя полный набор функций радиоуправления в одном устройстве и предоставляет вам удобное средство выбора частот, кодов, каналов, режимов работы и громкости.

RTU-42XX также может быть интегрирован с системой управления полетом, позволяя отображать частоту всегда на RTU независимо от источника настройки. Ключом к выдающимся показателям этих систем является их интеграция с соответствующей Авионикой и размещение таким образом, чтобы пилот тратил минимальное время для ввода желаемой информации.

Благодаря системам, доступным практически для любого самолёта, сегодня этот вариант все чаще используется пилотами, поскольку он позволяет почти всегда снизить силовую нагрузку и повысить производительность.

Однако наиболее приятным аспектом дистанционной настройки радио является возможность уменьшить, может быть, даже устранить, вероятность ввода неправильного кода или частоты. И все, что помогает уменьшить вероятность ошибки ввода, не может не способствовать развитию безопасных полётов – одного из катализаторов революции glass cabin.