Жители Восточной и Центральной Европы все чаще готовы планировать свой отпуск самостоятельно, заказывая гостиницу, авиабилеты, трансферы и страховку отдельно. В результате количество мест в бюджетных авиакомпаниях в настоящее время растет быстрее, чем в чартерных рейсах.
Рынок выездного в этом регионе туризма меняется, и через 10 лет он может выглядеть примерно так же, как в Скандинавии или Великобритании, где лишь немногие клиенты уже пользуются услугами традиционных туристических агентств. Более того, эксперты полагают, что в ближайшие шесть лет будет как минимум 3 миллиона новых клиентов.
В Европе доминируют две модели: немецкая, где есть сильные группы турагентств, и модель, существующая в Скандинавии, Ирландии или Великобритании, где клиенты перешли в Интернет, и большинство из них бронируют рейсы самостоятельно или через платформы, которые объединяют несколько туристических услуг в одном месте, и лишь небольшая часть еще пользуется услугами традиционных туристических агентств.
Учитывая быстрый рост предложения недорогих авиакомпаний по туристическим направлениям по сравнению с предложением чартерных направлений в течение 10 лет, рынок организованных авиаперевозок, также в Восточной Европе, может формироваться совсем иначе, чем сегодня.
Например, приведем цифры из Ирландии, население которой составляет 4 миллиона человек. В 2007 году в этой стране чартерными компаниями предлагалось 1 миллиона мест. В настоящее время они предлагают всего 200 000 мест. Это не значит, что меньше людей выезжают за границу. Совсем наоборот. Также нельзя утверждать, что в Восточной и Центральной Европе через 5 или 10 лет чартерных мест будет в пять раз меньше, чем сегодня, потому что она все еще находится в динамичной фазе роста. Однако, хотя доля бюджетных авиакомпаний составляет около 25 процентов по сравнению с чартерными, по оценкам, через 6 лет она, вероятно, будет вдвое меньше.
По данным экспортов Cofrance Sarl, в 2013 году доля бюджетных авиакомпаний на рынке выездного туризма составила 8,3 проц., тогда как в 2017 году она достигла уже 21,8 проц.
Однако следует отметить, вышеприведенные данные касаются традиционных чартерных компаний, обслуживающих туристические агентства. Обратная ситуация наблюдается бизнес-чартерами, т.е. арендой деловых и частных самолетов. Здесь наблюдается небольшой, но устойчивый рост. Доминирование бюджетных авиакомпаний в регионе заставляет более требовательных клиентов искать комфортабельные и эластичные решения. Особенно это касается путешествий с семьей или с деловыми целями.
Андрей Бочкарев