Расследование New York Times (NYT) подняло вопрос о качестве производства Boeing B787 Dreamliner на втором заводе в Северном Чарльстоне, штат Южная Каролина. Согласно источникам газеты, завод Boeing, который был символом современности в авиационной промышленности, страдает от некачественного производства и небрежного контроля, что может создать ущерб безопасности B787.
В этом году у американского производителя это не первая из всех серьезных проблем, начавшихся с вопроса о безопасности последнего самолета с узким проходом после крушения эфиопской авиакомпании B737 MAX 8, в результате которого рейс ET302 потерпел крушение вскоре после взлета из аэропорта в Аддис-Абебе. Катастрофа очередного B737 MAX 8 привела к отмене полетов этих самолетов авиационными властями по всему миру. Теперь снова возникли опасения о качестве выпускаемых на заводах в Северном Чарльстоне Dreamliners.
Расследование New York Times
Журналисты Natalie Kitroeff и David Gelles из New York Times просмотрели сотни деловых электронных писем, корпоративных документов и федеральных отчетов, а также опросили десятки нынешних и бывших сотрудников, которые показывают, что корпоративная культура в Северном Чарльстоне ставит приоритетом скорость производства, а не его качество. Перед лицом длительных задержек в производстве и поставке B787, Boeing поощряет сотрудников к быстрому производству и поставке Dreamliners, неоднократно игнорируя проблемы с качеством, о которых сообщали его работники.
Жалобы на быстрые темпы производства отражают более широкую озабоченность компании после двух последних катастроф, связанных с B737 MAX. Boeing находится под шквалом критики СМИ. Все задаются вопросом, не привела ли производителя к потере контроля над безопасностью своей программы B787 гонка, нацеленная на достижение максимальной производственной мощности, и цель догнать конкурирующий Airbus, как это было с B737 MAX и системой MCAS, которая сыграла роковую роль в двух катастрофах.
Грубые ошибки и неряшливость на заводе в Северном Чарльстоне привлекли внимание авиакомпаний и надзорных органов. Qatar Airways однажды прекратил принимать самолеты с завода после того, как произошли задержки поставки или поступали поврежденные самолеты. Сотрудники Boeing подали несколько претензий и жалоб на безопасность федеральным регулирующим органам, описав такие проблемы, как дефектное производство, производственные отходы, оставленные в самолете. Несколько других сотрудников подали в суд на Boeing, утверждая, что их преследовали за сообщение об ошибках в производстве.
По словам нынешних и бывших сотрудников Boeing, ошибки иногда случаются, но об этом следует сообщать и стараться предотвращать подобные ситуации. А таких, по их словам, было много и, например, на нескольких самолетах были установлены бракованные детали. Инструменты и металлические стружки были оставлены в двигателях, часто в непосредственной близости от электрических установок. Много раз самолеты совершали технические полеты с этим мусором. Джон Барнетт, бывший менеджер по качеству, проработавший в Boeing почти три десятилетия и вышедший на пенсию в 2017 году, обнаружил группы подвесных металлических ремней над контрольной проводкой различных устройств.
Однако, несмотря ни на что, до сих не было никаких доказательств того, что проблемы в Южной Каролине привели к серьезным инцидентам в области безопасности B787. Dreamliner не потерпел ни одной аварии, хотя их полет были ненадолго отменены после воспламенения аккумулятора в 2013 году. При этом все авиакомпании очень доверяют Dreamliner.
Рич Местер, бывший техник Боинга, который просматривал самолеты перед доставкой, описывает полученные результаты. «Я находил трубки, орехи, еду, обертки от сладостей и предметы, используемые в процессе строительства. Мои сотрудники также обнаружили лестницу и фонарь, оставленные в вертикальном стабилизаторе и хвосте самолета, в том числе рядом с горизонтальной тягой», – сказал Местер, который был уволен и борется за доброе имя вместе с Национальным советом труда США.
Другим примером является Дэн Ормсон, который работал в American Airlines на 787 и регулярно обнаруживал мусор и производственные отходы во время инспекций Dreamliner из Северного Чарльстона. Ормсон обнаружил незакрепленные предметы, которые касаются электрических проводов и тряпок возле шасси и гондол двигателя. Этот мусор может создавать опасные ситуации, например, сотрудники American Airlines однажды обнаружили кусок пузырчатой пленки возле системы управления педалями в кабине.
Ситуация стала настолько серьезна, поскольку Boeing не сделал никаких выводов после расследования 2014 г. Не было внедрено никаких новых процедур контроля качества, и сам процесс патологического поведения продолжал расти. Вероятно, статья в NYT не увидела бы дневного света долгое время, если бы не проблемы B737 MAX. В настоящее время производитель не может оправдываться только тем, что B787 является хорошим самолетом и посылать несколько теплых заявлений руководителей авиакомпаний, довольных их финансовыми результатами. Это должно сопровождаться конкретными действиями и, прежде всего, уважением и вниманию к сотрудникам, которые сообщили о нарушениях.
У ВВС США также были проблемы
В марте военно-воздушные силы прекратили поставки летающих танкеров KC-46, построенных в Эверетте, штат Вашингтон, после обнаружения гаечных ключей, болтов и мусора в новых самолетах. «Говоря прямо, это недопустимо, чтобы поставляемые самолеты были в таком состоянии», – заявил в марте в сенатском подкомитете Уилл Ропер, помощник секретаря ВВС США. Boeing заявил, что работает над решением проблемы с военно-воздушными силами, которые возобновили поставки новых самолетов в середине апреля этого года.
Исследование телевидения Аль-Джазира: эффект Dreamliner или несбывшийся сон?
На самом деле о Boeing 787 Dreamliner и его технических проблемах стало известно еще в 2014 году. Все благодаря расследованию Уилла Джордана из Al Jazeera TV “Сломанные мечты: Boeing 787”. Материал Al Jazeera TV можно увидеть, среди прочего на канале Youtube англоязычного канала катарского телевидения. В то же время американский производитель начал кампанию, демонстрирующую положительный эффект для авиакомпаний от введения нового самолета. По словам автора давнего репортажа, во время полета на Boeing B787 мы находимся в опасности. Журналист сослался на сотрудников Boeing, у которых есть сомнения относительно безопасности эксплуатации и производства B787. Уилл Джордан также предположил, что некоторые сотрудники Boeing в Северном Чарльстоне не имеют квалификации для технической работы, а также принимают наркотики и боятся летать на самолетах, которые производят сами. Однако тогда у Boeing не было причин жаловаться и обращать внимание на слухи, распространяемые журналистами, вопреки которым продажи шли в гору, а никаких инцидентов не происходило. Теперь у него нет таких аргументов, поскольку появилась большая проблема с имиджем из-за B737 MAX.
В 2014 году Boeing рассказал СМИ и авиационной индустрии о том, что в репортаже катарского телеканала не было новой или неизвестной информации, поскольку с 2008 года весь мир знал о задержках программы 787, проблемах с качеством многих компонентов и деталей, сильном тепловыделении во время зарядки литий-ионных аккумуляторов, и последующем исправлении недостатков на сборочной линии в Северном Чарльстоне сотрудниками из Эверетта в начале их производства. Коронным примером был также вопрос о компонентах, поставленных итальянской компанией Alenia. Кольца фюзеляжа 787 имели заклепочные отверстия, смещенные более чем на 1/4 дюйма. В то время было трудно предположить, что компания с таким престижем, как Boeing, которая развивалась почти 100 лет, хотела намеренно разрешить использование самолетов, не соответствующих строгим стандартам. Теперь тезис о том, что B787 может быть потенциально опасным самолетом, начинает подтверждать убедительные доказательства людей, связанных с программой 787.
Boeing B787 Dreamliner
Так что же такое B787? Dreamliner как продукт был и остается настоящим прорывом среди пассажирских самолетов. Современный дизайн, технологичные двигатели и легкие композитные материалы гарантируют снижение шума, а также более благоприятные условия на борту. Это лишь некоторые из преимуществ, которые обеспечивают пассажирам высокий комфорт во время путешествия. Однако некоторые из самых инновационных технологий на борту Boeing 787 не видны невооруженным глазом, но, несомненно, помогут пассажирам почувствовать разницу и сделать полет более приятным и комфортным.
С момента запуска программы в 2004 году Boeing получил заказы на 1441 самолет B787: 444 на версию B787-8, 824 машины B787-9 и 173 B787-10 от 85 клиентов. До сих пор американский производитель поставил 817 Dreamliner: 360 штук B787-8, 435 – B787-9 и 22 более крупных B787-10. Dreamliner – самый продаваемый широкофюзеляжный самолет в истории коммерческой авиации. Это первый самолет в этой категории, продажи которого превысили 1000 штук всего за девять лет с момента анонса программы.
Аналитики нашего портала уверены, что шумиха вокруг обнаруженных недостатков не повод для паники и отнюдь не сигнал для авиакомпаний кидаться в другую крайность и приобретать самолеты у вновь испеченных производителей, не имеющих ни опыта, ни современных технологий. Да, недостатки есть, человеческий фактор при производстве и в эксплуатации никто не отменял, у техники имеется определенный процент сбоев в работе. Панике можно противопоставить цифры, а они показывают, что аварийность в авиации стабильно падает при одновременном и стремительном росте количества воздушных судов и операций.
Андрей Бочкарев