10 мифов об авиации, в которые киноиндустрия заставила нас поверить

Кто не любит хорошие фильмы? Ничто не может отвлечь от суетного дня так же хорошо, как виртуальное погружение в политические интриги, межгалактические битвы и чужие любовные истории. Но есть категория людей, которым ничто так не портит радость от окончания рабочего дня, как плохие фильмы об авиационных мифах. Речь идет о пилотах. Эти откровенно смешные сюжетные перипетии, возможно, и способны создать блокбастер, но затем тысячи пассажиров коммерческих рейсов и частных самолетов проведут большую часть полета, вжавшись в кресло. Пришло время развенчать некоторые мифы.

  1. Самолеты полны секретных ходов

Сильнейший распространитель этого мифа – фильм «Иллюзия полета», по сюжету которого Джоди Фостер мечется по секретным катакомбам воздушного судна. После этой картины любой лабиринт покажется рутинной утренней прогулкой в собственную ванную комнату. В действительности, ни один квадратный сантиметр самолета не простаивает без дела. Все, что находится под ногами пассажиров и скрыто от их глаз, используется как грузовой отсек. И поверьте, под креслами нет скрытого лабиринта!

 

  1. Если из строя выходит двигатель, то все кончено

Это заблуждение всегда выводит пилотов из состояния равновесия, поскольку даже одномоторные самолеты могут легко выдержать потерю двигателя. История знает множество примеров, когда, например, частный самолет теряет свой единственный двигатель, но это не мешает ему благополучно приземлиться. А что насчет лайнеров с двумя двигателями или более? Дублирование – гарантия безопасности. Даже если мотор выйдет из строя во время взлета, пилоты отрабатывают ситуацию экстренной посадки с одним двигателем. Фактически, одного двигателя уже достаточно для безопасного полета. 

  1. Турбулентность? Освещение в салоне начнет подаваться с перебоями и выпадут кислородные маски!

Практически у всех людей при первых проявлениях турбулентности срабатывает врожденный рефлекс, и они впиваются ногтями в подлокотники кресел. Но, хотя многие люди этого боятся, турбулентность – естественное следствие полета. Атмосфера Земли редко бывает совершенно гладкой, а турбулентность – это просто результат многих вариаций скорости, направления и плотности воздушных потоков. Подумайте об этом как о ямах на дороге. Крылья самолета испытаны и способны выдержать перегрузку, на 150% превышающую стандартную нагрузку. По сравнению с такими показателями, турбулентность даже частного самолета – просто вишенка на торте.

  1. Отверстие в боковой части самолета засасывает всех, кто находится поблизости

За этот страх вы можем поблагодарить такие блокбастеры, как «Пункт назначения», «Самолет Президента» и даже знаменитую Бондиану. Хотя это и правда, что давление воздуха снаружи ниже, чем внутри самолета, этого все равно недостаточно, чтобы сработал «эффект пылесоса». После первоначального притока воздуха (которого будет достаточно только для того, чтобы сдуть свободно лежащие листы бумаги), давление выровняется, и воздух будет просто пролетать мимо отверстия. Конечно, будет холодно, шумно и в целом не очень приятно, но ни одного злодея не затянет в «черную дыру», в то время как жизнь агента 007 (в буквальном смысле) висит на волоске.

  1. Двери самолета можно открыть в полете

Возможно, так и было в далеком 1932 году, когда салоны лайнеров, в том числе частных самолетов еще не находились под давлением. Однако современные лайнеры в полете всегда пребывают под давлением, и спроектированы таким образом не просто так. По мере подъема самолета разница в давлении увеличивается, и люки герметизируются под воздействием естественной физической силы. Чтобы во время полета открыть дверь, вам необходимо будет приложить силу, равную 10 000 кг, что примерно эквивалентно шести автомобилям или весу двух взрослых слонов. Если у вас наготове нет команды силачей, сдвинуть люк самолета во время полета не представляется возможным.

  1. Топливный бак – это бомба замедленного действия, которая только и ждет, чтобы взорваться

Все пилоты воспринимают «Воздушную тюрьму» как забавную комедию. Сцена, в которой самолет, пролетая над Лас-Вегасом, теряет крылья и оставляет наполненный топливом ад, заставляет профессионалов авиационной отрасли откровенно посмеяться над сценаристами. Самолетное топливо легко воспламеняется только при распылении; двигатели частных самолетов имеют сложные сопла и завихрители воздуха в блоках камеры сгорания. На самом деле топливо произведено таким образом, чтобы сохранять огнестойкие качества.  Вы даже можете использовать его, чтобы окунуть горящую спичку! Этот водопад керосина, вылетающего из самолета, с большой долей вероятности погасит непотушенную сигарету, чем вызовет взрыв.

  1. Молния может взорвать самолет

Молнии, на самом деле, поражают самолеты гораздо чаще, чем вы думаете. В среднем каждый лайнер получает удар молнии один раз в год. В среднем молния ежедневно бьет по 50 самолетов. Да, эта информация может быть довольно пугающей, но по факту удары молнии мало на что влияют. После крушения лайнера Boeing 707 авиакомпании PanAm в 1962 году из-за попадания молнии, все воздушные судна, в том числе частные самолеты, стали проектироваться таким образом, чтобы избегать негативных последствий природных явлений. У молнии не осталось никаких шансов, чтобы перегрузить электрические системы на борту или создать искру в топливном баке. Судна созданы так, чтобы электрические разряды оставались за пределами салона и топливных баков.

  1. Все отходы из туалетов самолеты сбрасывают прямо в воздухе

Ну, это абсолютная ложь. Туалет в самолете работает совсем по иному принципу, нежели в старом вагоне отечественного поезда!  Вероятно люди, насмотревшиеся комедий, стали жаловаться в официальные службы на то, что на них сверху падают вещества, которые, по их мнению, были сброшены с самолетов. Дошло до того, что Национальные агентства авиационной безопасности выпустили специальные информационные бюллетени, в которых говорилось: «Конструкция самолета физически не позволяет пилоту сбросить все содержимое во время полета». Так что, если вы обнаружили на себе остатки веществ органического происхождения, скорей всего, это работа птиц.

  1. Поломка автопилота ведет к крушению воздушного судна

В фильме «Давление» взламывается система автопилотирования, что приводит к потере контроля над лайнером. Странно, нелепо и смешно. В действительности, каждая авиационная система спроектирована с несколькими уровнями безопасности, и автопилот не является исключением. Коммерческие пассажирские самолеты имеют от двух до трех отдельных компьютеров с автопилотом, каждый из которых может самостоятельно управлять самолетом. И даже если это не удастся, то пилоты на самом деле обучены летать на самолете, а не просто контролировать автопилот. Думайте об автопилоте как об обученной обезьяне, которая поворачивает рукоятку какого-либо механизма. Если обезьяна «сломается», то пилот сможет справиться с машиной самостоятельно, будь то гигантский коммерческий лайнер или компактный частный самолет.

  1. Вас может засосать в туалет самолета при нажатии кнопки смыва

Да, определенный вакуум может возникнуть, но только в случае, если ваше тело идеально «запечатывает» сливное отверстие. Поверьте, этого трудно добиться. «Разрушители мифов» пытались это сделать. Эффект тяги, безусловно, возникает, но не до такой степени, чтобы засосать человека. Во всяком случае службы, которые опорожняют резервуары авиационных санузлов, никогда не находили там пассажиров. Но все равно, вставать с унитаза, прежде чем нажимать кнопку смыва – хорошая идея.

Вот основные мифы об авиации, к которым Голливуд нас приучил. Хочется надеяться, что эта статья не убьет большую часть удовольствия, которой все ждут от просмотра блокбастеров, но, с другой стороны, вы можете чувствовать себя намного более комфортно, когда в следующий раз окажетесь в салоне самолета. Если вы хотите посмотреть действительно хорошее кино об авиации, то фаворитом пилотов по сей день считается «Аэроплан!», который, несмотря на все глупые приколы, все-таки довольно точно придерживается реальности.

Ольга Шошина