Это зрелище вгоняет в ступор множество путешественников, когда они поднимаются на борт частного самолета: длинные волосы, уложенные в аккуратную прическу, тонкие руки, направленные к навигационному управлению, пальцы со сверкающими кольцами, которые проверяют тумблеры и сверяют показатели. Наконец, пилот поворачивается, чтобы поздороваться и поприветствовать пассажиров на борту, и вы точно понимаете: это женщина.
Почему так непривычно видеть женщину-пилота в кабине чартерного самолета или в других отраслях авиации, включая коммерческие рейсы? Сколько представительниц прекрасной половины человечества являются пилотами частных самолетов и в целом трудятся в авиационной отрасли?
Прежде чем мы перейдем к статистике, давайте рассмотрим только две причины, по которым авиационная промышленность, особенно сегмент частной авиации, мечтает, чтобы там работало больше женщин.
- Женщины-пилоты хорошо образованы и сохраняют повышенное внимание к деталям
В частной авиации, где членов экипажа гораздо меньше, чем на коммерческих авиарейсах, пилотам необходимо как чувство внутренней работы самолета (для обеспечения безопасного и безаварийного движения), так и понимание четкой последовательности шагов, которые они должны выполнять перед взлетом. Женщины в этих вопросах гораздо более внимательны и скрупулезны.
- Женщины-пилоты, как правило, руководствуются высоким уровнем обслуживания клиентов
В мире частной авиации сервис – это основной аспект, и авиаперевозчики знают, женщины часто берут на себя ответственность за то, чтобы путешественники были окружены заботой и чувствовали себя в полной безопасности. Более того, перевозчики почти всегда получают положительные отзывы о полете, если командиром экипажа была женщина.
Итак, теперь перейдем к статистике. Вот ряд самых показательных примеров.
Всего | Количество женщин | ||
609 306 | Пилотов (всего) | 42 694 | 7,01% |
162 455 | В частной авиации* | 9971 | 6,14% |
98 161 | В коммерческой авиации* | 6267 | 6,38% |
149 121 | Ученики | 19 219 | 12,89% |
* Включает пилотов с сертификатом только на управление самолетом. Также включает тех, кто допущен к управлению самолетом, вертолетом и планером. Например, если пилот имеет сертификат на управление частным самолетом и сертификат управления коммерческим вертолетом, то он будет классифицирован как коммерческий.
Журнал «Women in Aviation International», созданный в 1994 году в виду необходимости поддержки и привлечения женщин в авиацию, говорит, что «За последние два десятилетия число женщин, занятых в авиационной промышленности, неуклонно растет, и сегодня женщин можно встретить почти в каждой отрасли авиации. Но, например, численность женщин-пилотов по сей день составляет всего 6% от общего количества пилотов».
Почему в частной авиации так мало женщин-пилотов?
Трудно ответить на этот вопрос, но, скорей всего, на это есть ряд причин:
– Нестабильное расписание в сравнении с коммерческой авиацией. В авиации существует возрастной ценз, поэтому у большинства женщин пик профессионального мастерства приходится на период создания семьи и появления детей. А рейсы, которые организуются в последнюю минуту, никак не располагают к стабильному материнству.
– Расходы. Обучение и получение лицензии пилота частного самолета обходится очень недешево. На это могут пойти либо дети богатых родителей, либо жены состоятельных бизнесменов. Ни те, ни другие не всегда с оптимизмом отпускают молодую женщину в столь опасную профессию.
Последний аспект можно минимизировать, если следить за стипендиями и грантами, которые периодически выделяются различными авиаперевозчиками.
Ольга Шошина