14 авиакомпаний уже обанкротились. Кто станет следующей жертвой COVID-19?

С начала марта уже четырнадцать авиакомпаний были объявлены банкротами или попали под внешнее управление. Есть много признаков опасаться того, что этот список в ближайшее время пополнится. Причина, конечно, в кризисе, вызванном вирусом COVID-19.

British Aerospace 146-300 компании Flybe

British Aerospace 146-300 компании Flybe

Все началось с британского Flybe. 5 марта крупнейшая авиакомпания Европы, осуществлявшая региональные рейсы, обратилась к пассажирам, которые уже приобрели проездной билет, с просьбой не прибывать в аэропорт, так как все рейсы отменены. Это также относилось к рейсам, выполняемым ее филиалом Stobart Air. Подсчитано, что количество пассажиров, рейсы которых были отменены, достигло десятков тысяч. На перевозчика работало 2,3 тысячи сотрудников и он эксплуатировал парк из 63 машин.

24 марта Miami Air International обратилась за судебной защитой в соответствии известной главой 11 Закона США о банкротстве. Авиакомпания из Флориды с небольшим парком из шести машин Boeing 737-800, выполняла чартерные рейсы для спортивных, деловых и круизных групп, а также для артистов, политиков и правительственной администрации. Прекратила свою деятельность 8 мая.

1 апреля приостановила все свои операции авиакомпания Trans States. Региональная авиакомпания, базирующаяся в Бриджтоне, сотрудничала с United Airlines. Парк из 45 машин Embraer ERJ-145 обслуживал 70 пунктов назначения в шести городах Миссури и Иллинойса. В лучшие времена она добиралась еще до четырех мест в Калифорнии: Фресно, Палм-Спрингс, Сан-Диего и Санта-Барбара, а также на восточное побережье с Олбани, Нью-Йорком, Балтимором, Гринсборо, Хартфордом, Филадельфией, Питсбургом, Роли, Ричмондом и Рочестером. Однако основным центром перевозчика, который в 2015 году обслужил 3,6 миллиона пассажиров, оставался аэропорт в Сент-Луи. Последний рейс авиакомпании был выполнен по маршруту из Спрингфилда, штат Миссури, в Денвер, штат Колорадо.

5 апреля прекратила свою деятельность авиакомпания Compass Airlines. Региональный перевозчик из Миннеаполис-Сент-Пол, базирующийся в Форт-Снеллинг в графстве Хеннепин, начал оказывать свои услуги с помощью одного самолета Bombardier CRJ200LR под брендом Northwest Airlink. Позже он приобрел два пассажирских Embraer 175, а к декабрю 2008 года расширил свой парк до 36 машин. За свою четырнадцатилетнюю историю перевозчик обслужил в общей сложности 1,5 миллиона рейсов. В 2016 году у него было занято 2000 сотрудников. В то время в парке находилось 62 машины.

В тот же день Ravn Air со штаб-квартирой в Анкоридже, Аляска, также завершила свою деятельность. Под ее брендом работали дочерняя компания Hageland Aviation Services и Frontier Flying Service. Региональный перевозчик выполнял чартерные и грузовые рейсы, а также сотрудничал с авиакомпанией Alaska Airlines, позволяя пассажирам бронировать авиабилеты и накапливать мили в программе лояльности. 5 апреля компания объявила о банкротстве, уволив всех сотрудников — более 900 человек. В лучшие времена у перевозчика имелся парк из 73 небольших машин (в основном Beechcraft 1900C и 1900D, а также de Havilland DHC-8-100 и Cessna 207 и 208), которые обслуживали 92 пункта назначения.

6 апреля приостановила все операции до дальнейшего уведомления авиакомпания Braathens. Региональный перевозчик работал в основном в Швеции и располагал штаб-квартирой в Стокгольме. У него работало 600 сотрудников, которые были уволены сразу после заявления о приостановке операций. Braathens располагала флотом из 20 машин, среди которых доминировала модель ATR 72-600. Другими самолетами были ATR 72-500, Embraer E190 и Fokker 50. Авиакомпания обслуживала 17 шведских городов, а также эстонские Курессаре и Таллинн, норвежский Осло, французский Лион, Ригу, Латвию и немецкий Берлин.

Germanwings объявила о конце своей деятельности 7 апреля, когда Lufthansa решила закрыть свои бюджетные авиакомпании. Было уволено 1500 сотрудников. Основной базой Germanwings являлся аэропорт Кельна. До начала пандемии перевозчик также выполнял операции со своих баз в Штутгарте, Гамбурге, Берлине и Мюнхене, а также из Дортмунда и Ганновера. С 2016 года компания являлась оператором мокрого лизинга (самолеты и экипаж), предоставляющего свои услуги Eurowings, которая стала основным бюджетным брендом Lufthansa Group. Парк Germanwings состоял из 33 самолетов семейства Airbus A320: 23 борта модели A319 и 10 – A320.

Первый A350 для South African Airways

Первый A350-900 для South African Airways

16 апреля Южноафриканский департамент государственных предприятий (DPE) объявил в официальном коммюнике о плане создания новой авиакомпании для замены обанкротившейся South African Airways. Перевозчик с юга Черного континента совершил свой последний рейс в пятницу, 8 мая, и завершил свою 86-летнюю историю. Затем DPE заявила, что начала консультации с международными организациями для создания базовой структуры новой авиакомпании. Несмотря на поддержку со стороны фонда спасения, операционный капитал South African Airways уже истощался. Названия сотрудничающей международной авиакомпании и новой национальной авиакомпании Южной Африки пока не разглашаются.

South African Airways находится на грани банкротства с декабря 2019 года. Национальный авиаперевозчик Южной Африки располагал штаб-квартирой в Йоханнесбурге и состоял в Star Alliance. Флот предприятия, на котором работает более 5500 человек, насчитывал 45 самолетов. Доминировал A320-200, которых было десять ботов. Машины обслуживали 42 направления по всему миру.

Boeing 737-800 Virgin Australia вернулся в аэропорт из-за столкновения с орлом21 апреля было объявлено, что Virgin Australia переходит под внешнее управление. Долг перевозчика достиг пяти миллиардов австралийских долларов. Вторая по величине авиакомпания на субконтиненте располагала около 10 000 сотрудников, но терпела убытки семь лет подряд. Перевозчик обратился к правительству за ссудой в 1,4 миллиарда долларов США, но безуспешно, после чего начал переговоры с кредиторами о реструктуризации долга. Бывший бюджетный перевозчик намеревался перейти на более высокий уровень обслуживания и конкурировать с Qantas Airways на дальних рейсах для деловых путешественников, однако потерпел неудачу. Компания из Брисбена эксплуатировала парк из 98 самолетов, которые обслуживали в общей сложности 56 пунктов назначения по всему миру.

22 апреля объявила о банкротстве German Airways. Компания из Рейнской федеральной земли располагала пятнадцатью самолетами, а ее штат насчитывал 354 сотрудника. Перевозчик выполнял рейсы от имени Eurowings, бюджетной авиакомпании, принадлежащей Lufthansa Group. Компания, основанная в 1980 году Берндом Уолтером, владельцем летной школы в аэропорту Дортмунда, первоначально предлагала чартер и услуги воздушного такси по требованию, но в 1990-х годах она открыла сеть регулярных внутренних рейсов. До закрытия бизнеса German Airways использовала пятнадцать Bombardier De Havilland Dash 8-400, а ранее также машины Dornier Do 228, которые перевозили на борту 19 пассажиров. Все законсервированные машины перевозчика припаркованы в словацкой Братиславе.

23 апреля состоялось судебное заседание по делу о банкротстве Air Mauritius. Затем руководство авиакомпании решило передать управление внешнему лицу, как это было в случае с Virgin Australia. Перевозчик из архипелага Маскарен в Индийском океане полностью потерял свою базу доходов. Это случилось после правительственных ограничений и запретов на авиаперевозки. Флот авиакомпании состоял из тринадцати самолетов. Три из них были ATR, два – Airbus A319, A340 и A350 и четыре A330, двум из которых менее года. Авиакомпания обслуживала в общей сложности 22 направления по всему миру, включая рейсы в Сидней, Перт и Мельбурн в Австралии, а также в Шанхай, Ухань, Пекин, Куала-Лумпур, Дели и Мумбаи в Азии, в Вену, Париж, Франкфурт, Мюнхен, Рим, Милан и Брюссель.

Avianca Brasil покинет Star Alliance10 мая закончила деятельность колумбийская Avianca. Вторая по величине авиакомпания в Латинской Америке и вторая по возрасту авиакомпания в мире объявила о банкротстве после просрочки срока оплаты облигаций. Запросы перевозчика на государственную поддержку после кризиса, вызванного коронавирусом, оказались безуспешными. Большая часть из 20000 работников латиноамериканской авиакомпании с марта не получали никакого вознаграждения. Но еще в 2019 году у компании было 7,3 млрд долларов долга. Акции перевозчика остановились на уровне 88 центов по сравнению с самым высоким уровнем в 18 долларов в 2014 году. Парк Avianca насчитывал 102 машины, обслуживая в общей сложности 114 пунктов назначения, главным образом в Южной, Центральной и Северной Америке. В данном случае банкротство может и не означать конец бизнеса, а это стать началом реструктуризации. Однако полеты в Колумбии будут приостановлены до конца августа, что затруднит процесс возобновления деятельности после кризиса.

Latam оказалась худшей авиакомпанией Бразилии

Airbus A350 авиакомпании Latam

25 мая LATAM Group подала запрос на проведение реорганизации под надзором суда в Нью-Йорке. Долг чилийской компании, которая была крупнейшим авиаперевозчиком в Южной Америке, оценивался в семь миллиардов долларов. Основными акционерами LATAM были семья Куэто и авиакомпания Delta Air Lines, которая год назад приобрела пакет стоимостью 2,25 млрд долларов в надежде расширить свою деятельность в Южной Америке. Филиалы в Бразилии, Парагвае и Аргентине не подлежат процессу реорганизации. Перевозчик из Чили обслуживал более 70 миллионов пассажиров в год.

За последние недели он сократил более 1850 рабочих мест в Чили, Колумбии, Эквадоре и Перу. Ранее было занято 40 тысяч сотрудников. LATAM обслуживала в апреле только пять маршрутов после введения строгих ограничений. До начала пандемии парк из 378 машин обслуживал до 256 маршрутов по всему миру.

27 мая объявила о банкротстве Thai Airways, которая утратила статус государственного предприятия. Национальный перевозчик со штаб-квартирой в Бангкоке отметил в этом году свое 60-летие. У авиакомпании было 240 миллиардов бат долгов, и правительство решило отозвать ранее объявленный пакет спасательных мер в виде долгосрочного кредита. Запрошенные 50 миллиардов батов позволят компании работать только пять месяцев. Авиакомпания с более чем 22 000 сотрудников из Юго-Восточной Азии располагала парком из 80 самолетов, где доминировал Boeing 777-300ER, обслуживающим в общей сложности 74 пункта назначения по всему миру.

Андрей Бочкарев