Electric Cessna 208B Grand Caravan 28 мая совершила свой первый рейс из аэропорта Мозес Лейк, что является еще одной вехой в проекте, направленном на обеспечение полностью электрических рейсов в коммерческой авиации.
По утверждению компании, занимающейся проектом, Grand Caravan стал самым большим полностью электрическим пассажирским или грузовым самолетом, который когда-либо летал. Экономически выгодные, полностью электрические коммерческие рейсы оставались недосягаемыми в течение многих лет, что во многом было связано с относительно низкой энергетической плотностью батарей, а это ограничивало дальность и полезную нагрузку самолета.
Тем не менее, компания по производству электрических силовых установок MagniX и AeroTEC, специализирующаяся по проектировании и летных испытаниях, утверждают, что модифицированный Grand Caravan доказывает, что небольшой полностью электрический самолет может реально и выгодно эксплуатироваться на коротких маршрутах, которые перевозчики уже давно перестали использовать, сочтя их убыточными.
Самолеты Grand Caravan производства Cessna оснащены турбовинтовым двигателем Pratt & Whitney Canada PT6A мощностью 867 л.с. (647 кВт) и могут перевозить от 10 до 14 человек на борту. Но Grand Caravan, который поднялся в воздух 28 мая, получал мощность не от двигателя PT6A, а от MagniX Magni500, полностью электрического силового агрегата мощностью 750 л.с. при 1900 об/мин, а максимальные обороты достигают 2600. Вес двигателя magni500, который установила AeroTEC вместе с новой электрической системой составляет 135 кг.
“Наш eCaravan вылетел из международного аэропорта Грант Каунти в Мозес Лейк и пролетел около 30 минут. Летчик-испытатель охарактеризовал этот первый полет как безупречный, что стало настоящим переломным моментом для авиации”, – говорит Рой Ганзарски, генеральный директор MagniX.
Magnix и AeroTEC работают над сертификацией этих самолетов к концу 2021 года. До тех пор Ганзарски прогнозирует, что технология аккумуляторов будет развиваться до такого уровня, при котором Grand Caravan сможет выполнять рейсы длиной 100 миль при полной загрузке в 10 пассажиров.
“Magnix и AeroTEC считают, что Caravan с питанием от Magni500 идеально подходят для маршрутов, протяженностью менее 500 миль, соединяющих города в небольших регионах. Несколько десятилетий назад такие маршруты выполнялись в США небольшими авиакомпаниями под названием «доставка на работу». Почти все такие перевозчики давно потерпели неудачу, потому что авиационная отрасль стремилась к созданию более крупных региональных самолетов. В настоящее время существует огромный пробел в этом вопросе, и ни один из существующих самолетов не обладает экономикой для создания таких маршрутов”, – сказал Ли Хумэн, генеральный директор AeroTEC.
“Электрические силовые установки не сжигают топливо, имеют меньше движущихся частей и менее сложны, чем двигатели, работающие на авиационном керосине. Это означает, что их эксплуатация стоит намного дешевле, даже вдвое меньше, чем у двигателей внутреннего сгорания. Magni500 потребовал электроэнергии на 6 долларов США для 30-минутного испытательного полета Grand Caravan”, – добавляет Ганзарски.
Grand Caravan Magni500 питается от 750-вольтовой литий-ионной батареи весом около одной тонны, хотя MagniX в настоящее время изучает другие технологии, в том числе литий-серные батареи и водородные топливные элементы. Для воздушных перевозок операторы должны заряжать батареи между рейсами, причем время зарядки тесно связано со временем полета. Это означает, что для зарядки батареи потребуется около 30-40 минут после 30-минутного полета. С другой стороны, вес аккумуляторов делает невозможным замену использованных аккумуляторов новыми между полетами.
“Мы не разглашаем цены или количество клиентов, заказавших самолеты с электрическим двигателем. Могу только сказать, что сейчас интерес гораздо больше, чем мы ожидали”, – говорит Ганзарски.
Андрей Бочкарев