15 причин не покупать частный самолет

Вероятно, роскошные полеты – предел самых смелых мечтаний. Однако владение частным самолетом может стать вашим самым страшным кошмаром, и вот 15 причин, почему.

Говорят, что предел – только небо. Ну а в случае роскошной жизни и стильных путешествий даже небо – не предел. На земле состоятельные люди покупают спортивные автомобили, такие как Ferrari, Aston Martin и Mercedes. На воде – строят самые дорогие в мире парусники, эксклюзивные яхты и круизные корабли. Ну а в небе, покупка частного самолета завершает роскошный пазл.

Однако первый вопрос, который надо задать себе, прежде чем купить частный самолет, – зачем. Почему вы хотите владеть личным джетом? Сначала может показаться, что это оптимальный способ путешествовать, но вы понятия не имеете, что скрывается за роскошным занавесом. Конечно, это не значит, что мечта о самолете должна остаться несбыточной. Но если вы ознакомитесь со всеми 15 причинами, описанными в этой статье, и все еще будете мечтать о собственном самолете, тогда идите и сделайте это. Однако если червь сомнения закрадется уже на первых пунктах, то знайте, что это не для вас. Итак, пристегните ремни и держитесь, пока мы будем прогонять ваши роскошные мечты через турбулентность реальности.

15 причин не покупать частный самолетТехника не должна простаивать

Для начала давайте проанализируем ваш ответ на вопрос, почему вы хотите купить частный самолет. Помимо того, что вам нужна привилегия обладать роскошью, действительно ли в этом есть нужда и необходимость? Первоначальная цель покупки любого транспортного средства – это непосредственно транспортировка, умение доставить из пункта А в пункт В. Поэтому, если у вас нет острой необходимости перемещаться между отдаленными точками планеты в максимально сжатые сроки, то, вероятно, желание иметь бизнес джет – надумано.

Если вы планируете использовать его по случаю тринадцатого полнолуния, то большую часть своей жизни самолет рискует простоять в ангаре. Однако он был построен не для этого. Джет должен летать.

Простейшее решение в этом случае – сдавать самолет в аренду, когда вы его не используете. Но можете ли вы доверять тем, кто будет фрахтовать джет? Эти люди могут повредить обивку кресел, сделанную из натуральной кожи, или пролить напиток на роскошный ковер и оставить пятна. Вы готовы справляться с таким последствиями? Поэтому, если вам не приходится частенько преодолевать большие расстояния, то свой собственный самолет не станет предметом первой необходимости. Есть и другие способы окунуться в роскошь без проблемных последствий. Продолжайте читать, и узнаете.

15 причин не покупать частный самолет

Даже богатые и знаменитые предпочитают арендовать самолет

Да, мы все любим путешествовать, а от стильной поездки мало кто способен отказаться. Владение частным самолетом означает, что вам не нужно покупать билеты, проходить предполетные осмотры, стоять в очереди, чтобы попасть на борт или ждать, пока стюардесса обслужит других пассажиров.

Но посмотрите вокруг. Сколько людей владеет частными самолетами? Сопоставьте их с количеством миллионеров, существующих на данный момент в мире. Видите, даже богатые и знаменитые предпочитают арендовать самолет, а не приобретать его в частную собственность. Самые высокооплачиваемые кинозвезды, политики и гонщики Формулы-1 не покупают джеты; даже с учетом того, что их образ жизни и сфера деятельности предполагают постоянные перемещения, аренда самолета остается оптимальный выходом. И дело не в том, что они не могут себе позволить таких трат – могут, просто они понимают, что покупка обойдется им гораздо дороже непосредственной стоимости лайнера. Обсудим затраты в следующих пунктах.

С кем вы будете путешествовать?

В отличие от звезд Голливуда, вас вряд ли окружают столь же богатые и знаменитые друзья, а длительные перелеты покажутся еще более скучными и утомительными без хорошей компании. Особенно, когда заканчивается зарядка телефона или подходит к концу интересная книга. Подобные ситуации могут огорчать, если вы путешествуете в одиночестве на частном самолете. Весь полет придется коротать во сне. Вам это кажется забавным? Точно также можно было бы спать в кресле эконом-класса регулярного рейса. Это обошлось бы гораздо дешевле.

Частные самолеты, даже самые компактные, имеют более одного посадочного места. Так что, если вы не знаменитость, которая путешествует со своим менеджером, телохранителем и личным помощником, вам не нужен целый самолет исключительно для себя.  Самым правильным решением было бы приобрести наилучший билет на обычный коммерческий рейс. Там вас хорошо обслужат, вы получите максимальный уровень комфорта. Вам не придется переживать о том, что вы потратили больше денег, чем должны были. Если же вам хочется подняться на следующий уровень роскоши, то всегда можно зафрахтовать частный самолет и полететь в приятной компании в любую часть света.

15 причин не покупать частный самолет

Путешествие с друзьями будет стоить еще больше

Читая предыдущий пункт, вы, вероятно, подумали, что было бы здорово полететь с друзьями на частном самолете. Конечно, это весело. А еще – дорого. Вы ведь не хотите, чтобы друзья голодали на высоте 6000 метров, так ведь? А если на борту имеется бутылка дорогого вина, то разделить придется каждый глоток.

По другому сценарию тоже придется раскошелиться. Допустим, вы приглашаете на борт нескольких своих друзей. Вы попросите их разделить расходы? Если да, то это, вероятно, последний раз, когда они летят с вами. Но если нет, то вы, в конечном счете, позволяете им лететь автостопом: вы им предоставляете транспорт, они вам – компанию и разговоры. Это, безусловно, будет стоить еще дороже.

В конце концов, вы решите летать в одиночку, и мы возвращаемся к предыдущему пункту, почему вы должны дважды обдумать решение купить частный самолет.

Если не верите, спросите Льюиса Хэмилтона, бывшего чемпиона мира F1, владеющего частным лайнером. Но все другие гонщики предпочитают арендовать бизнес джет, а не проситься на борт к Льюису. Почему? Поразмышляйте на досуге, а мы переходим к следующему пункту.

15 причин не покупать частный самолет

Вы когда-нибудь слышали о налоге на роскошь?

Теперь давайте перейдем к делу. Как уже упоминалось ранее, приобретение частного самолета будет стоить вам больше, чем вы потратите непосредственно на покупку. Есть и другие расходы, которые лягут на ваши плечи. И основная статья затрат – налог на роскошь, официально распространяемый на граждан некоторых стран. Так, если вы гражданин Франции, США, Австралии, Мексики или ряда других стран – примите поздравления: эти государства облагают своих состоятельных граждан высоким налогом на владение предметами роскоши. Для других стран это всего лишь вопрос времени. Ставка налога на роскошь варьируется в разных странах, и, как правило, составляет 5-30% от стоимости самого предмета роскоши.

Чтобы обрисовать картину, представьте, что, купив подержанный  джет Gulfstream G280 (2014 года) за $15 миллионов, вам придется заплатить дополнительные $1,5 млн в виде 10-процентного налога.

Кроме того, некоторые страны, например Италия, применяют налог на роскошь даже к пассажирам таких лайнеров. Так, если вы летите из Нью-Йорка в Рим на частном самолете, то должны будете заплатить дополнительно €200 в качестве налога. Такую же сумму придется заплатить за обратный перелет. При выборе регулярного рейса пассажиры избавлены от подобных трат.

15 причин не покупать частный самолет

Страхование – еще одна статья расходов

Помимо налога, обязательного к уплате, еще одной необходимой статьей расходов является страховка. Сэкономив на страховке можно остаться вообще без всего. Особенно, когда речь идет о предметах роскоши, таких как частный самолет. Застраховать самолет важней, чем оформить страховой полис на любое другое транспортное средство. Может показаться, что полет имеет меньше рисков, чем вождение спортивного автомобиля, поскольку правила полетов на порядок более строгие, нежели правила дорожного движения. Однако никакие правила и требования не могут застраховать от риска повреждений.

Как и у любого транспортного средства, составные части и детали самолета могут ломаться и приходить в негодность. Страховка покроет непредвиденные расходы, за которые вы не можете нести ответственность. Кроме того, как и любой транспорт, воздушное судно может попасть в аварию. Авиационные происшествия являются более рискованными, чем другие передвижения, и не только с точки зрения безопасности пассажиров, но и в плане физического ущерба. Сколько стоит страховка? В среднем страховые компании взимают около 0,3% от стоимости корпуса судна. Таким образом, для джета ценой 10 миллионов долларов, ежегодная страховка будет составлять $30 000. Дороговато, не так ли? За эти деньги можно ежегодно покупать хороший новый автомобиль.

15 причин не покупать частный самолет

Затраты на техническое обслуживание очень высоки

Дорогое оборудование нуждается эксклюзивном обслуживании. И, к сожалению, эксклюзивное обслуживание подразумевает его высокую стоимость. Но у вас нет других вариантов. Вы должны поддерживать бизнес джет в лучшей форме. Вы ведь не хотите рисковать своей драгоценной жизнью, летая на неисправном самолете, не так ли?

Поэтому необходимо придерживаться строго графика обслуживания. И это вопрос не только вашей личной безопасности, но так же и жизни других людей. Вот почему отклонение от графика ремонтов и обслуживания влечет за собой возможность лишиться летной лицензии. А что хорошего в самолете, если он не может летать?

Даже если вы используете воздушное судно не очень часто или вовсе не пользуетесь им, некоторые детали по-прежнему нуждаются в замене. Да, это обязательно. Некоторые из них необходимо менять ежеквартально. Кроме того, необходимо обслуживание, основанное на почасовом графике полета. Это означает, что расходы ждут вас до тех пор, пока у вас есть частный самолет.

В среднем, владельцы частных лайнеров тратят не менее $100 000 в год только для покрытия расходов на техническое обслуживание. Сюда не входят восстановление деталей и дополнительное оборудование. Это то, что нельзя отложить в сторону. В противном случае вы рискуете своей лицензией, или, что еще хуже, собственной жизнью.

15 причин не покупать частный самолет

Кто будет работать на вас?

Если вам кажется, что найти водителя занимает много времени и усилий, подождите, пока не столкнетесь с необходимостью найти правильного пилота для своего частного самолета. Самостоятельный наем пилота требует понимания все полетных и предполетных нужд. В частности, придется проверить его опыт, лицензию, окружение и психическое состояние. И это лишь верхушка айсберга! Опытные пилоты стоят гораздо дороже, чем новички. А это означает, что расходы на содержание частного самолета снова увеличиваются.

Сколько вы потратите на пилота и штурмана зависит от того, как часто и на какие расстояния вы будете летать. Командиры частных лайнеров зарабатывают около $200 000 в год, при условии полетов по графику и только в пределах одной страны. Если же вы ищете пилота, который будет управлять лайнером в любое время и на любых расстояниях, то должны выделить бюджет в $300 000 в год. А если вы предпочитаете иметь на борту летный экипаж, способный удовлетворить любые потребности, придется заложить в расходы еще $50 000. Вот где роскошь встречается с сервисом и безопасностью. А в результате – дополнительные затраты для возможности пустить пыль в глаза.

15 причин не покупать частный самолет

Необходимость получать множество разрешений и делать разную бумажную работу

Если бы частный самолет могли остановить сотрудники дорожной инспекции, они бы попросили предоставить более весомый пакет документов, нежели права и документы на транспортное средство. Порядок и безопасность полетов крайне важны. Каждая страна принимает серьезнейшие меры к разработке правил, ведению политики и управлению воздушным движением. Вот почему перелететь из одного города в другой не так же просто, как преодолеть это же расстояние на машине.

Для владения частным самолетом не нужны водительские права. Но как только вы соберетесь в полет, тут и закипит бумажная работа. Капитан и штурман – не единственные люди, кому необходима лицензия. Как уже упоминалось ранее, бизнес джет тоже должен иметь летный допуск. Это сертификат безопасности, но и это еще не все. Во-первых, вам нужны учетные данные аэропорта, в котором будет базироваться и ремонтироваться судно. Если вы соберетесь покинуть пределы страны, для этого также необходимо разрешение. И страховка. В дополнение к этому, необходима регистрация воздушного судна.

Без этих данных ваша мечта о комфортных полетах может в считанные минуты превратиться в бюрократический кошмар. Без них вас ждут колоссальные штрафы, а то и вовсе конфискация лайнера.

15 причин не покупать частный самолет

Это не то же самое, что владеть роскошным спорткаром

Если вы думаете купить частный самолет, чтобы пополнить свой актив просто потому что спортивного автомобиля уже недостаточно, то забудьте об этом. Владение самолетом не имеет ничего общего со спорткаром. Соседи, которые проходят мимо открытого гаража, могут восхититься вашим шикарным автомобилем, но единственными людьми, которые пройдут мимо ангара, где стоит ваш самолет, будут работники аэропорта и экипаж. Если вы не будете делать селфи и публиковать фото бизнес джета в соцсетях, то экипаж останется вашей единственной аудиторией.

Частный самолет не принесет вам того же удовлетворения, что роскошный автомобиль. Соседи, например, имеют шанс увидеть вас за рулем новенького Ferrari, а вот новый самолет вряд ли заметят. Так что, если желание похвастаться – это то, чего вы действительно ищете, то покупка личного лайнера вам не подходит. Может быть, вам надо просто купить более престижный автомобиль? Он не обязательно должен быть дорогим, главное – имидж. И здесь есть много вариантов на выбор. Например, самый быстрый электромобиль NIO EP9, выпущенный в ограниченном количестве. Или можно объявить охоту на винтажные автомобили, такие как Ferrari,  Aston Martin или Porsche, которые на аукционах стоят до 38 миллионов долларов. Выбор за вами.

15 причин не покупать частный самолет

Давайте обрисуем картину себестоимости каждого вылета

Итак, вы узнали о расходах на владение частным самолетом помимо непосредственных затрат на его покупку. Вы получили представление о том, сколько должны будете тратить в год только на поддержание судна целым и невредимым? Теперь давайте рисовать более конкретную картину: во сколько вам обойдет полет на самолете, которым вы же и владеете?

Самая большая стоимость эксплуатации самолета – это топливо. Конечно, его расход зависит от типа самолета, который вы хотите приобрести. Чем меньше и легче самолет, тем меньше топлива он будет сжигать. Например, 8-местный лайнер Cessna Citation X потребляет около 1400 литров топлива за час полета, а значит, только на горючее надо будет тратить около $2000 в час. Даже более компактный четырехместный самолет Cirrus Vision SF50 обойдется в $700 за час полета. Теперь давайте сравним эти затраты со стоимостью авиабилета на регулярный рейс коммерческой авиакомпании. Билет первого класса по маршруту из Нью-Йорка в Вашингтон будет стоить около $400. Это почти в два раза дешевле полета на самом маленьком и менее роскошном самолете.

Не использовать самолет – не значит не платить за него

Ранее уже упоминалось, что джет предназначен не для того, чтобы простаивать в ангаре. Самолет должен летать. И это одна из причин. Если вы думаете, что простой обойдется дешевле, то вы ошибаетесь. Вы, например, уже знаете, что некоторые детали надо менять на регулярной основе в зависимости от количества часов полета. Так что, в небе или на земле, частный самолет обходится очень дорого.

Даже до того, как возникнет необходимость ремонта, первое, что вам, как владельцу, необходимо решить, – где вы планируете оставлять свое воздушное судно. Если вы не являетесь владельцем огромного гаража с прямым доступом к взлетно-посадочной полосе, то вам необходимо арендовать место в ангаре аэропорта. Некоторые воздушные гавани практикуют парковку самолетов на открытом воздухе. Это гораздо дешевле государственного или частного ангара, и стоит всего около $50 в месяц. Но вы думаете, что это мудрое решение, оставлять роскошный лайнер под воздействием экстремальных погодных условий без надлежащей защиты?

В зависимости от размера ангара и его расположения, стоимость аренды может варьироваться, но в среднем, арендная ставка составляет около $500 в месяц. А это даже больше, чем среднестатистический житель европейского мегаполиса платит за аренду жилья для себя и своей семьи.

15 причин не покупать частный самолет

Если вы не звезда мирового масштаба, вам будет трудно перепродать самолет

Когда вы покупаете спорткар, а затем решаете продать его, чтобы купить автомобиль получше, сделка не станет проблемой. Если вы хорошо заботились о машине, то, по крайней мере, сохранили ее ценность, что позволит даже продать ее с прибылью. Но когда речь идет о частном самолете, эти правила не работают.

Да, классический самолет может иметь большую ценность, чем его покупная цена. Но для этого придется десятилетиями его содержать и платить за обслуживание. А теперь вы должны хорошо понимать, что поддержание самолета в работоспособном состоянии стоит очень дорого. Так что, если вы не планируете заботиться о частном самолете несколько лет, пока он не станет классикой и раритетом, этот сценарий вам не подходит.

Некоторые знаменитости и миллиардеры успешно продают свои частные самолеты, потому что их имена говорят сами за себя. К сожалению, малоизвестные, хоть и очень состоятельные люди не обладают такой привилегией. Таким образом, ваш джет пополнит список обычных подержанных самолетов, выставленных на продажу.

В конце концов, расходы на поддержание самолета будут постоянно расти и вам придется продать лайнер с большой скидкой. В любом случае вы потеряете деньги. Вопрос состоит в следующем: роскошное средство передвижения стоит всех сложностей и неприятностей?

Это не является формой инвестиций

Мы уже обсудили, какой трудной может оказаться сделка по продаже подержанного частного самолета. А его стоимость, скорей всего, упадет в сравнении ценой покупки. Поэтому вы должны знать, что частный самолет не является активом, а его покупка – это не инвестиция.

Вы, наверное, где-то читали об этом виде капиталовложений. Но поймите правильно: инвестиции в авиации подразумевают покупку старого судна, восстановление его и доведение до более ценного актива. Затем вы сможете его либо перепродать, либо пополнить свою коллекцию, либо организовать коммерческие рейсы. Вот это инвестиция. Но купить частный самолет, чтобы изредка летать по миру, а затем продать, как только он вам надоест – это не инвестиция. Вы определенно потеряете деньги. Даже если вы умудритесь продать его дороже, чем купили, это не покроет понесенных расходов на эксплуатацию и техническое обслуживание.

Имея на руках 10 миллионов долларов, лучше вложить эти средства в другую сферу, например, в недвижимость. Стоимость земли продолжает расти. Немного терпения, и в конечном итоге вы сможете приумножить свой капитал.

15 причин не покупать частный самолет

Частный самолет – роскошь только для очень очень очень важных людей

Давайте посмотрим правде в глаза: частный самолет – роскошь не для каждого. Даже если вы в состоянии позволить себе столь расточительную трату денег, это еще не значит, что вы должны так сделать. Владелец частного джета должен отвечать следующим требованиям:

  • Может себе позволить потерять деньги (на налоги, страховку, лицензии, обслуживание и стоянку воздушного судна);
  • Регулярно летать, по крайней мере, два раза в неделю (не только между городами, но, возможно, совершать межконтинентальные перелеты);
  • Работать по ненормированному графику (расписания регулярных рейсов могут не совпадать с его графиком поездок);
  • Иметь желание работать с документацией (не только оплачивать, но и разбираться и нести ответственность за пакет документов);
  • Всегда находиться в окружении людей, потому что он – очень важная персона (отсюда и потребность в пространстве во время путешествий);
  • Не может находиться один, в аэропорту без охраны, поскольку очень популярен (его атакует орда поклонников или ненавистников);
  • Достаточно известен, чтобы люди хотели у него что-нибудь купить.

Итак, вы соответствуете любому из этих критериев? И все еще хотите купить частный самолет?