90-летие Озиреса Сильвы, основателя Embraer

90 лет назад в Бразилии появилась одна из самых ярких звезд мировой авиации. Озирес Сильва родился 8 января 1931 года в глубинке штата Сан-Паулу, в городе Бауру, и стал одним из бразильцев, внесших наибольший вклад в успех страны. С детства посещавший городской аэроклуб и большой любитель авиации Озирес Сильва мечтал производить самолеты в Бразилии.

Озирес Сильва
Озирес Сильва

Его профессиональные отношения с авиацией начались в 1948 году, когда он поступил в Подготовительную школу ВВС Бразилии. В качестве военного летчика он служил в тогдашней 1-й и 2-й транспортной авиационной группе в Белене, выполняя в основном рейсы по Амазонии, которая до сих пор считается одним из самых сложных регионов мира. Он также работал над проектом Correio Aéreo Nacional, который расширил взаимосвязь обширной бразильской территории в 1950-х годах.

Во время поездки в Рио-де-Жанейро в 1958 году для подтверждения технического сертификата пилота Озирес Силва узнал о создании Технологического института аэронавтики, известного ITA, первой высшей школы для подготовки авиационных инженеров в Бразилии. В следующем году он поступил в этот институт, который окончил пять лет спустя, в возрасте 31 года.

Сразу после получения диплома авиационного инженера Озирес Силва поступил на работу в авиационный отдел Института исследований и разработок (IPD), связанный с тогдашним авиационным техническим центром (CTA), в Сан-Жозе-дус-Кампус. При проведении работ по техническому обслуживанию самолетов FAB он обратил внимание на отсутствие современных, надежных транспортных самолетов, которые могли бы летать по региональным маршрутам с низким спросом, будучи также в состоянии удовлетворить потребности военно-воздушных сил. Во время работы над проектом его отправили учиться в престижный Калифорнийский технологический институт, являющимся родиной передовых проектов НАСА.

Приглашение учиться в Калифорнийском технологическом институте было скорее политическим, чем техническим, поскольку его амбиции спроектировать самолет в Бразилии натолкнулись на интересы групп, выступавших против использования государственных денег в коммерчесткий предприятиях. Осознавая трудности, он отправился учиться в Калифорнию в 1965 году, а в следующем году вернулся с новыми идеями.

Проект IPD-6504 был одобрен для производства на объектах CTA. Самолет-пионер получил многообещающее название Bandeirante (“знаменосец”), в честь первоисследователей Амазонии. Маленький самолет был именно тем, о чем мечтали инженер Озирес Сильва и команда CTA, но в производстве которого не был заинтересован ни один мировой производитель. И это привело к новой проблеме, в проект не поверили даже бразильские бизнесмены. Несмотря на это, IPD-6504 совершил свой первый полет 22 октября 1968 года, доказав жизнеспособность проекта.

После ряда улучшений и создания завода со смешанным капиталом, то есть частной инициативы и доли государства, самолет был переименован в EMB-110, и на свет появился Embraer.

После создания основы Embraer и более чем десятилетнего развития компании Озирес Силва принял в 1986 году приглашение тогдашнего президента Хосе Сарнея возглавить Petrobras. Бразильский нефтяной гигант стремительно продвигался в создании передовых технологий для разведки нефти и газа на шельфе. В 1990 году Озирес Сильва возглавил министерство инфраструктуры и коммуникаций под руководством Фернандо Колора.

Вторая половина 1980-х годов была отмечена гиперинфляцией и экономическим кризисом, беспрецедентным в истории Бразилии. Правительство Колора начало процесс ликвидации государственных активов, которые закрывались или продавались с аукциона в соответствии с политическими интересами того времени. Без капитала и без политической поддержки Embraer в начале 1990-х годов пришел в упадок,приближаясь к банкротству. После проведения аудита была доказана жизнеспособность бразильского производителя, который в то время приступил к разработке регионального реактивного самолета, призванного заменить турбовинтовой CBA-123.

Озирес Сильва вернулся в команду Embraer в 1991 году, когда он подготовил компанию к приватизации. Аукцион состоялся 7 декабря 1994 года еще при президенте Итамаре Франко. Контроль перешел к Banco Bozzano, в качестве миноритарных партнеров пенсионных фондов Previ (от Banco do Brasil) и Sistel (от Telebrás), а также североамериканской группы Wasserstein Perella.

Тогда Озирес Сильва покинул компанию Embraer, которая в последующие десятилетия демонстрировала стабильный рост. Позже, в 2000 году, он занял пост главы находящейся в упадке Varig, где начал процесс реструктуризации авиакомпании. Однако внутренние разногласия не позволили продолжить работу, и два года спустя Озирес Силва был уволен из компании. Позже, в 2006 году, Varig развалилась и была продана по частям.

Отойдя от авиации, Озирес Силва создал компанию Pele Nova Biotecnologia, которая сосредоточилась на разработке терапевтических и дермокосметических инноваций, основанных на биоразнообразии Бразилии. Затем он начал работать над образовательными проектами, руководил университетами и в настоящее время возглавляет инновационный совет Ânima Educação.

В возрасте 90 лет инженер и авиатор Озирес Силва имеет 53 национальные и международных награды.

Андрей Бочкарев