Норвежская бюджетная авиакомпания Norwegian откажется от 37 широкофюзеляжных самолетов Boeing 787 Dreamliner и сосредоточится на европейских рейсах, выполняемых узкофюзеляжными самолетами B737. “Наша ближнемагистральная сеть всегда была основой Norwegian и станет основой будущей бизнес-модели”, – сказал Джейкоб Шрам, генеральный директор авиакомпании.
Рынок лоукостера быстро трансформировался, сначала из прямых рейсов, в огромную сеть маршрутов, пересекающих Северную Атлантику. До 2019 года Norwegian обслуживал больше всего трансокеанских маршрутов среди всех иностранных перевозчиков – всего их было почти 50. Однако дальнемагистральные маршруты, запланированные на 2021 год, реализоваться не будут.
При определении маршрутов дальнего следования Norwegian выбирала рынки, которые помогали заполнить самолеты в рейсах через Атлантику. Кроме того, часто этому способствовали очень низкие цены на билеты. Даже с учетом сезонности некоторых операций, удавалось обеспечивать полные салоны. В ближайшее время и без дополнительных пассажиров эти сообщения оказываются убыточными.
Границы закрыты, спрос упал
В норвежской авиакомпании считают, что правительственные ограничения “негативно влияют на спрос на поездки на дальние расстояния”. “В ближайшее время мы не ожидаем улучшения потребительского спроса в секторе междугородных перевозок. Наша цель будет заключаться в развитии ближнемагистральной сети Норвегии”, – сказал Якоб Шрам.
Пересмотренный бизнес-план направлен на привлечение нового капитала размером в пол миллиарда долларов при одновременном сокращении общего долга примерно до 2 миллиардов долларов. В рамках реорганизации компания будет добиваться защиты от банкротства в Италии, Франции, Великобритании и США. От сокращений пострадают тысячи сотрудников.
Новый ближнемагистральный флот Norwegian
В 2021 году Norwegian хочет эксплуатировать 50 узкофюзеляжных самолетов Boeing 737, а в 2022 году ожидается, что их количество увеличится примерно до 70. Самолеты будут работать на внутренних маршрутах в Норвегии, скандинавских странах и ключевых точках Европы. В настоящее время около десятка из них действуют, в основном в Норвегии – из-за закрытия границ и ослабления спроса.
Что это означает для портфеля заказов на 737 MAX перевозчика, остается неясным. Но очевидно, что они для расширения ближнемагистральных рейсов не понадобятся.
В свою очередь, лизингодателям будут возвращены почти 40 широкофюзеляжных самолетов B787 Dreamliner. Такой шаг позволит освободить ряд мест в аэропорту и активизировать деятельность.
Андрей Бочкарев