Aegean Airlines подтвердила свою заинтересованность в приобретении хорватского перевозчика Croatia Airlines. Греческая авиакомпания также проявляет интерес к нескольким другим авиакомпаниям в Балканском регионе. Ранее между Aegean Airlines и хорватским правительством велись переговоры о поглощении Croatia, но так и не закончились.
Вице-президент Aegean Эфтихиос Василакис заявил на этой неделе, что авиакомпания намерена расширить свою региональную роль в Юго-Восточной Европе за счет возможных новых приобретений. Авиакомпания из Южной Европы уже купила в октябре прошлого года 51 процент акций румынского перевозчика Animawings.
Aegean Airlines находится на пути к получению прибыли в текущем году. Руководители греческого флагмана ожидают, что этот год станет первым хорошим годом после пандемии как с точки зрения количества перевезенных пассажиров, так и с точки зрения полученной прибыли.
Aegean Airlines изучает возможности сближения с Croatia Airlines, что потенциально может привести к стратегическому партнерству между двумя членами Star Alliance. Незадолго до вспышки пандемии COVID-19 греческая авиакомпания подтвердила, что сделала необязательную заявку на приобретение хорватского национального перевозчика. Следующим этапом стали прямые переговоры греческой авиакомпании с хорватским правительством. Однако в марте этот процесс был остановлен, поскольку глобальный кризис в области здравоохранения затронул секторы авиации и туризма. В сентябре прошлого года премьер-министр Хорватии Андрей Пленкович отметил, что переговоры между двумя перевозчиками по соглашению о стратегическом партнерстве возобновятся.
Aegean Airlines также участвовала в предыдущей попытке приватизации Croatia Airlines в 2015 году. Авиакомпания из Греции вступила во второй раунд переговоров с тогдашним консультантом по приватизации Международной финансовой корпорацией, но смена правительства в Хорватии положила конец приватизационному ажиотажу компании. Как авиакомпания, зарегистрированная в Европейском Союзе, Aegean может легко приобрести контрольный пакет у своего хорватского коллеги.
У перевозчиков схожая структура флота. Обе авиакомпании используют самолеты семейства A320 и турбовинтовые Bombardier Dash 8. Кроме того, обе авиакомпании работают на схожих и конкурентоспособных сезонных маршрутах.
Сходства между авиакомпании на этом в основном заканчиваются. Aegean стабильно приносила прибыль с 2013 года до начала пандемии COVID-19. В 2019 году она сообщила о рекордной прибыли в размере 79,5 млн евро. Ей использовалось 64 самолета. С другой стороны, Croatia Airlines зафиксировала убыток в размере более 10 миллионов евро в 2019 году. Перевозчик, базирующийся в Загребе, у которого штат составлял 1000 сотрудников, перевез 2,1 миллиона пассажиров. Авиакомпания использовала для обслуживания своей сети сообщений всего 12 самолетов, что позволило зафиксировать средний коэффициент наполняемости пассажирских кресел 73,6 проц.
Aegean Airlines — пример авиакомпаний, которые эффективно используют развитие туризма в своей стране, чего не хватает хорватскому перевозчику. Министр морского транспорта, транспорта и инфраструктуры Хорватии Олег Буткович заявил ранее в этом месяце, что национальному перевозчику страны придется пройти реструктуризацию и что новая попытка приватизировать авиакомпании будет предпринята после того, как утихнут последствия пандемии коронавируса.
“Проблемы у Croatia Airlines были еще до Covid. До пандемии авиакомпания находилась на завершающей стадии поиска стратегического партнера. У нас было два очень серьезных предложения, но пандемия остановила все действия. Мы ожидаем, что с возвращением к нормальной жизни деятельность Croatia Airlines стабилизируется, но не полностью. Поиск стратегического партнера остается проблемой. Если мы потерпим неудачу, за это будет отвечать государство”, — сказал Буткович.
Андрей Бочкарев