Aero 2022: мотопланер HY4 с приводом на водородных топливных элементах

Одним из самых интересных самолетов, представленных на только что начавшейся сегодня выставке легкой авиации Aero в немецком Фридрихсхафене, является демонстратор технологий HY4, работающий на водородных топливных элементах.

мотопланер с водородным двигателем HY4
Электрический мотопланер HY4

HY4 представляет собой самолет, построенный из комбинации двух планеров Pipstrel Taurus с размещенным между ними силовым агрегатом. Размах HY4 составляет 21,36 м. Его максимальная взлетная масса составляет 1500 кг, а масса пустого самолета – 630 кг.

Каждый корпус HY4 имеется двухместная кабина и бак, вмещающий 9 кг водорода. Водород преобразуется в электричество в четырех топливных элементах с протонообменной мембраной (PEM), которые питают двигатель мощностью 80 кВт, приводящий в движение двухлопастной винт. Энергия также запасается в 20 литий-полимерных батареях общей емкостью 21 кВтч, поддерживающих двигатель во время взлета.

Расчетная дальность полета HY4 составляет 750-1500 км в зависимости от скорости полета, высоты и нагрузки. Его максимальная скорость составляет 200 км, а крейсерская — 145 км/ч.

Официальный полет HY4 состоялся 29 сентября 2016 года. Затем самолет облетел аэропорт Штутгарта, что заняло около 15 минут. В кабинах находились два летчика-испытателя и два манекена, имитирующих пассажиров. На данный момент во время испытаний самолет совершил более 90 полетов вокруг аэропорта Штутгарта.

12 апреля 2022 года H4Y совершил перелет протяженностью более 140 км между Штутгартом и Фридрихсхафеном, чтобы принять участие в выставке Aero в этом году. Во время своего полета он поднялся на высоту 7 230 футов (около 2 704 м), установив тем самым мировой рекорд для самолетов с водородным двигателем.

Андрей Бочкарев