Аэродром Новолазаревская (Россия, Антарктида): на экскурсию к Южному полюсу

Аэродром станции Новолазаревская в Антарктиде (Novorunway, Россия) расположен в 12 км от самой станции, на земле Королевы Мод в районе побережья Южного океана.

Его лётная полоса разбита на пологом склоне ледника. Novorunway – посёлок со строениями модульного типа, где оборудована многофункциональная логистическая система. При этом модули расставлены на расстоянии друг от друга, чтобы бураны не превратили аэродромную базу в один сугроб.

Назначение базы – принимать и обслуживать средние по взлётной массе самолеты, размещать полярников, отправлять их на другие, удалённые от берега антарктические станции. Аэродром функционирует только в летний сезон с более благоприятными метеоусловиями, когда стоит полярный день, это 3 – 4 месяца в году. В дни заезда полярников в Novorunway собирается до 80 человек из разных стран: россияне, японцы, англичане, шведы, немцы, бельгийцы.

На аэродромной базе регулярно работают самолёты двух типов. Первый – малая авиация: три самолёта DC3 летают по Антарктиде между полярными станциями. Их задачи: конечная доставка людей, грузов, организация баз топливной дозаправки.

Второй – российский транспортный ИЛ-76ТД, гражданская модификация военно-транспортного самолёта. Он два раза в неделю доставляет из Кейптауна (ЮАР) грузы и пассажиров. Для работы в крайне суровых условиях у него усилили конструкцию шасси, увеличили дальность полёта до 4200 км при загрузке 40 т, установили дополнительное навигационное оборудование. Его крейсерская скорость 780–850 км/ч, раскраска – специальная для полётов в Арктику и Антарктику.

Лётная полоса аэродрома Новолазаревская уникальна: проложена по вечному льду, её ширина 60 м, длина 3 км. Принимает рейсы самолётов АН-2, Basler BT-67, B-727, DC-3. Рабочее состояние взлётно-посадочной полосы обеспечивает технический персонал из 20 человек, в распоряжении которого больше десяти снегоходов, вездеходы, топливные генераторы, топливозаправщик на платформе МАЗа. Почти каждый техник – с опытом работы на полярных станциях Антарктиды или Арктики. После окончания сезона, в феврале–марте, базу консервируют до следующей зимовки, персонал отправляют в Петербург.

Novorunway – единственный аэродром в Антарктиде, который принимает туристические группы, совершающие туры к Южному полюсу. Ежегодно ИЛ-76ТД доставляет в Антарктиду 30–40 тысяч туристов. Такое путешествие – для избранных. Совершить тур в Антарктиду, постоять в точке, где сходятся все меридианы (а любое направление – это движение на север), увидеть отломившиеся айсберги, сфотографироваться с пингвинами, тюленями – стоит 33000 € (тридцать три тысячи евро).

 

Автор: Татьяна Ашихмина