Аэрофлот вводит в штопор всю российскую экономику

Российская государственная авиакомпания “Аэрофлот” оформила заказ на 339 самолетов российского производства. Государственный авиапромышленный холдинг “Ростех” поставит 210 самолетов МС-21-300, 40 узкофюзеляжных Ту-214 и 89 региональных самолетов Sukhoi SuperJet SSJ 95/100. Машины западного производства, вероятно, никогда уже не поступят во флот авиакомпаний из РФ. Авиации этой страны придется полагаться на воздушные суда местного производства сомнительной эффективности и качества, ко всему прочему, эксплуатируемые на слабых с финансовой точки зрения рынках.Европейский союз, США, Великобритания и Канада закрыли свое воздушное пространство для российских самолетов, отрезав “Аэрофлот” от прибыльных западных рынков. Airbus и Boeing, чьи самолеты составляли большую часть парка национальной авиакомпании, приостановили поставки запчастей и комплектующих российским перевозчикам. В ответ на объявленное западными производителями прекращение сотрудничества “Аэрофлот” принял решение не выплачивать дивиденды с прибыли за 2021 год.

Авиакомпания также не стала публиковать результаты за первый квартал этого года, ограждая себя от необходимости раскрывать финансовые последствия санкций, которые, скорее всего имели разрушительную силу. Экономическое положение флагманского перевозчика России также усугубилось от потери роялти за использование воздушного пространства этой страны иностранными перевозчиками.
Самолеты Boeing и Airbus, которые, вероятно, больше никогда не будут поставляться в Россию, будут заменены пассажирскими воздушными судами российского производства. Из 339 самолетов почти 300 — это самолеты нового поколения — МС-21 и “Суперджет”. “Ту-214 будет надежной рабочей лошадкой — этот самолет ранее выпускался для спецзаказчиков и хорошо себя зарекомендовал. Флагманом флота “Аэрофлота” станет “Иркут МС-21″”, — заявил генеральный директор “Ростех” Сергей Чемезов, известный прожектами, которые никогда не были реализованы.

Поставки новых заказанных SuperJet SSJ100 начнутся в начале 2023 года. Тогда авиакомпания получат первые два самолета. Региональный реактивный самолет в настоящее время является единственным сертифицированным, но пока только с компонентами и двигателями западного производства. Доступны три варианта этого самолета. МС-21-300 находится в процессе получения сертификата летной годности, но в “импортозамещенном” варианте он может стать настоящей головной болью для финансовых директоров авиакомпаний. Такой вариант оказывается заведомо тяжелее, а его двигатели – менее надежны, потребляют больше топлива и требуют более частого обслуживания.

Группа “Аэрофлот” рассчитывает получить первые шесть самолетов МС-21 в 2024 году. Ту-214, самолет поздней советской эпохи, находится в производстве, но только по специальному заказу и исключительно для российского правительства и военных. Таким образом, авиакомпании, входящие в группу флагманского перевозчика, когда первые машины будут доставлены в 2024 году станут первым гражданским эксплуатантом этого самолета. Тогда авиакомпания планируют получить семь таких самолетов. Все самолеты должны быть поставлены к концу 2030 года. Однако их коммерческая эффективность находится под большим вопросом, Сергей Чемезов, будучи обычным чиновником, далеким от проблем коммерческой авиации, видимо, не понимает разницу в эксплуатации самолетов спецзаказчиками и гражданскими перевозчиками.

Ключевое направление российской технологической мысли

“Это самый крупный заказ в нашей стране за последние годы. Таким образом, мы сможем достичь цели по отказу от иностранных самолетов в пользу отечественных”, — заявил генеральный директор российской авиакомпании “Аэрофлот” Сергей Александровский.

“Это ключевое решение в контексте будущего гражданской авиации России. Авиакомпания имели самолеты отечественного производства на каждом этапе своей деятельности, доказывая, что они являются отличными машинами и позволят нам реализовать нашу стратегию. Заказ является доказательством всему миру, что Россия является важным игроком на рынке авиаперевозок и имеет потенциал для дальнейшего развития”, — пояснил главный менеджер “Аэрофлота”, не упомянув, однако, что до санкций авиакомпания отказывалась от проблемных российских самолетов, передавая их дочерним перевозчикам.

Все три типа самолетов будут поставляться в вариантах “без западных деталей”, т.е. с российскими комплектующими (включая двигатели). Sukhoi SuperJet SSJ100 и его версия SSJ95, которая еще не прошла сертификацию, изначально оснащались двигателями PowerJet SaM146 производства французской Safran и российской компании — НПО “Сатурн”. Следует при этом даже с западными комплектующими SSJ100 оказались крайне неудачной конструкцией, подверженной многочисленным поломкам.
Кроме того сам производитель, получивший многомиллиардное бюджетное финансирование, не отличался способностью обеспечить надлежащее обслуживание и своевременные поставки запасных частей.

Как результат – многочисленные простои и малый суточный налет этих машин. Именно поэтому еще до введения санкций зарубежные пользователи судорожно избавлялись от SSJ100, а российские пытались найти им другое применение. Теперь ситуация будет еще хуже. Особенно если учесть, что западное оборудование для производства комплектующих у смежных производителей также будет приходить в негодность.

Москва предоставит финансирование

Хотя группа “Аэрофлот” не раскрывает, какие авиакомпании будут эксплуатировать новые самолеты, ранее директор перевозчика заявлял, что все SSJ и МС-21 будут эксплуатироваться “Россией”, а “Аэрофлот” сосредоточится на использовании самолетов западного производства. Эти планы, однако, возникли до введения международных санкций, которые в настоящее время не позволяют российским авиакомпаниям закупать любые самолеты западного производства на открытом рынке.

Окончательный объем заказа больше, чем предполагалось ранее. В конце августа 2022 года сам “Аэрофлот” сообщил, что планирует заказать 323 новых самолета. Заказ будет частично субсидирован российским государством через Национальный фонд социального обеспечения, который покроет дополнительные затраты на производство первых самолетов до того, как дочерняя компания Ростеха – ОАК Объединенная авиастроительная корпорация сможет снизить себестоимость единицы продукции за счет увеличения производства. Группа “Аэрофлот” все 339 самолетов возьмет в лизинг.

Деньги из фонда “на черный день”

Ожидается, что вливание наличных в размере трех миллиардов долларов частично поступит из Российского фонда национального благосостояния (ФНБ), так называемого правительственного фонда. Черные дни для поддержки ключевых российских компаний, пострадавших от санкций, уже наступило. При этом само правительство обещает инвестировать 107 млрд рублей ($1,74 млрд). Кремль заявил, что он будет использовать 198 миллиардов долларов из ФНБ для поддержки экономики, чтобы спасти ее от глубокой рецессии. Эти меры также направлены на сдерживание роста дефицита бюджета.

Президент РФ поручил министрам разработать новые правила расходования средств из ФНБ, предположив, что правила могут быть смягчены, чтобы позволить больше государственного финансирования стимулировать экономическую активность и потенциально открыть дверь для государственной поддержки инвестиций, которые необходимы для борьбы с кризисом из-за санкций, введенных странами Запада.

Во время пандемии Москва предприняла шаги по покупке акций “Аэрофлота” на 80 млрд рублей (1,3 млрд долларов). В своем заявлении “Аэрофлот” не уточнил, какую часть новой эмиссии выкупит государство. Минфин России также отказался от комментариев.

Но уже ясно, что даже эти средства будут потрачены по назначению и такое огромное количество самолетов будет произведено вопреки технологической отсталости этой страны, нет ни каких гарантий, что без допуска к западным рынкам, российские авиакомпании смогут получать прибыль. Наиболее вероятно, что перевозки на оставшихся маршрутах будут дотироваться государством, как и другие отрасли, что приведет к огромному дефициту бюджета, а возможно и финансовому краху северного соседа Китая.

Андрей Бочкарев