Десять авиакомпаний, которые выполняют рейсы из аэропорта им. Йоже Пучника из Любляны, разделяет между собой 1,83 миллиона евро, которые правительство Словении выделило на улучшение воздушного сообщения в этой балканской стране. Вновь избранное правительство Словении объявило, что необходим широкий консенсус по вопросам государственной важности, таким как создание нового флагманского авиаперевозчика.Основная причина решения о субсидии — восстановление авиасообщения после того, как балканская страна, как и многие страны мира, понесла серьезный экономический ущерб. Как сообщают власти Словении, быстрое распространение коронавируса и его новых вариантов также привело к значительному сокращению числа иностранных посетителей.
В этом отношении отчет, предоставленный европейским поставщиком статистических данных Евростат, показал, что в аэропортах Словении в 2020 году произошло самое большое снижение пассажиропотока, составляющее 83,3 процента, что является самым высоким отрицательным показателем среди всех государств-членов Европейского Союза.
В Словении завершился государственный тендер, целью которого является улучшение воздушной мобильности страны. Финансирование было выделено всем десяти перевозчикам, подавшим заявки на участие в тендере. Среди победителей следующие авиакомпании: Lufthansa, Swiss International Air Lines, Brussels Airlines, Air Serbia, Air Montenegro, Turkish Airlines, Wizz Air, easyJet, Flydubai, а также национальный перевозчик из Польши – LOT Polish Airlines. Впервые в список получателей субсидий были включены лоукостеры из Великобритании и Объединенных Арабских Эмиратов. Все остальные перевозчики воспользовались аналогичным механизмом финансирования, действовавшим в прошлом году.
Министерство экономического развития и технологий Словении не уточнило конкретные суммы, выделенные отдельным авиаперевозчикам. Финансовые средства распределялись в течение 12 месяцев в зависимости от количества применимых методологий, количества пассажиров, частоты рейсов и предлагаемой вместимости. В прошлом году крупнейшими бенефициарами стали такие авиакомпании, как Lufthansa, Turkish Airlines и Air France. Стоит отметить, что ни Air France, ни ее бюджетная дочерняя компания Transavia на этот раз не подали заявку, несмотря на выполнение всех требований тендера.
“Включение Словении в глобальные рыночные тенденции имеет большое значение. У нас экспортоориентированная экономика, и мы можем конкурировать только в том случае, если наши предприниматели физически присутствуют на мировых рынках, что и обеспечивает наше регулярное и надежное авиасообщение. Хорошее воздушное сообщение еще более важно в летний туристический сезон, поэтому мы хотим привлечь в Словению как можно больше иностранных гостей”, — сказал Матьяж Хан, министр экономического развития и технологий Словении, комментируя результаты тендера.
“Мы понимаем, что возвращение всех перевозчиков и предложение новых маршрутов будет более длительным процессом, но благодаря этим субсидиям мы предприняли соответствующие шаги для поддержания международного сообщения”, — добавил министр.
Аэропорт Любляны пытается поддерживать ежегодное количество обслуживаемых пассажиров с сентября 2019 года, когда словенская национальная авиакомпания Adria Airways объявила о банкротстве. В январе-мае Любляна была наименее загруженным аэропортом столицы Европы. Аэропорт находится на последней позиции в рейтинге прямых авиасообщений. В министерстве отметили, что до сих пор субсидирование воздушного транспорта зарекомендовало себя как успешный способ обеспечения воздушного сообщения. Правительство занимается субсидированием маршрутов, имеющих стратегическое значение для Словении и национальной экономики. Полеты в такие направления должны обеспечить хорошие связи между страной и Европейским союзом и остальным миром.
Регулярные и надежные рейсы важны не только для граждан Словении, но и для иностранцев, которые хотят вести бизнес или заниматься туризмом в Словении, как указано в обосновании тендера министерством, отвечающим за авиацию. Десять субсидируемых авиакомпаний обслуживают рейсы по 13 направлениям. Таким образом, Любляна будет постоянно связана с Франкфуртом, Мюнхеном, Цюрихом, Брюсселем-Завентом и Шарлеруа, Белградом, Нишем, Тиватом, Стамбулом, Лондоном-Лутоном, Гатвиком, Варшавой и Дубаем.
Ранее Словения выделила авиакомпаниям чуть более трех миллионов евро в 2020 и 2021 годах для смягчения и устранения последствий пандемии коронавируса для авиационной отрасли страны. В общей сложности Lufthansa, Swiss International Air Lines и Brussels Airlines получили чуть более 1,6 млн евро, или около 45 процентов все средств. Большую часть средств, поступающих от государственной помощи получил немецкий перевозчик.
Впоследствии бенефициарами стали следующие авиакомпании: Turkish Airlines, Air France, Air Serbia, LOT Polish Airlines, Brussels Airlines, Swiss, Wizz Air и Air Montenegro. Остаются вопросы о том, как швейцарский перевозчик получил 22 050 евро в первом из трех грантовых раундов, поскольку он не соответствует определенным критериям. С другой стороны, easyJet, который до пандемии был самым загруженным перевозчиком в Словении, в то время не получал никакого финансирования и был дисквалифицирован из первого раунда гранта по нераскрытым причинам.
Для появления нового перевозчика необходим политический консенсус
Вновь избранное правительство Словении объявило, что необходим широкий консенсус по вопросам государственной важности, таким как создание нового флагманского авиаперевозчика. “Нам придется начать обсуждение, есть ли возможность создания новых авиакомпаний или мы должны субсидировать определенные маршруты. Необходим диалог со всеми заинтересованными сторонами”, — сказал Матьяж Хан.
Ранее в этом месяце недавно сформированное коалиционное правительство разрушило надежды на создание новой национальной авиакомпании, которая заменит ныне несуществующую Adria Airways, хотя две из трех партий, входящих в новый кабинет, поддерживают эту концепцию. В коалиционном соглашении, подписанном тремя сторонами, указано, что создание нового перевозчика не ожидается. Правящая тройка проанализирует соответствующие меры поддержки для улучшения воздушного сообщения страны с ключевыми направлениями “на экономически выгодных условиях”.
Новым министром финансов Словении назначен бывший генеральный директор Adria Airways Клемен Боштянчич, возглавлявший Adria в 2011 и 2012 годах. Боштянчич принял масштабные меры по сокращению расходов авиакомпаний, что стабилизировало финансовое положение перевозчика. Однако это имело свою цену, поскольку компания сократила маршрутную сеть, что привело к значительному снижению количества пассажиров. Кроме того, генеральным секретарем Министерства гражданской авиации был назначен Рок Маролт, который до сих пор был главой Агентства гражданской авиации Словении, а в 2012 году был операционным директором Adria.
Кроме того, новый министр инфраструктуры Словении Аленка Братушек, которая занимала ту же должность во время банкротства Adria и является бывшим премьер-министром, ранее в этом году заявила нашей редакции, что ее стране срочно нужна новая национальная авиакомпания.
Мэр Любляны Зоран Янкович недавно заявил, что центральному правительству необходимо сделать больше для обеспечения полетов из столицы Словении на ключевые европейские рынки. “Самая большая проблема в туризме – это наш аэропорт. Количество рейсов недостаточно”, — отметил Янкович. По данным портала OAG, самыми загруженными неподдерживаемыми маршрутами из Любляны являются те, которые ранее обслуживала Adria. К ним относятся Бухарест, Копенгаген, Скопье, Афины, Стокгольм, Барселона и Прага. Оператор аэропорта Любляны Fraport Slovenija отметил, что поддержит любое решение, которое будет устойчивым и улучшит сообщение. Наряду с Беларусью Словения является самым медленно восстанавливающимся авиарынком в Европе после пандемии коронавируса.
Андрей Бочкарев