Air France и KLM приняли участие в экопроекте Skyteam Sustainable Flight Challenge

Авиакомпании Air France и KLM выполнили четыре специальных рейса, используя все доступные в настоящее время меры и инструменты для максимального сокращения выбросов CO2 и минимизации воздействия на окружающую среду. Два регулярных рейса Air France — в Монреаль и Лиссабон и два рейса KLM — в Эдмонтон и Порту были частью проекта Skyteam Sustainable Flight Challenge, в котором участвуют шестнадцать членов альянса SkyTeam.

Dreamliner компании KLM
Dreamliner компании KLM

В первой половине мая авиакомпании альянса взяли на себя обязательство выполнять максимально экологичные авиаперевозки, чтобы стимулировать инновации, накапливать знания и обмениваться опытом. Проект также направлен на ускорение преобразования авиационной отрасли для противодействия последствиям климатического кризиса.

Участвуя в акции, Air France и KLM намереваются проверить эффективность уже имеющихся решений, таких как использование устойчивого авиационного топлива, исследовать новые, инновационные методы, такие как широкое использование искусственного интеллекта для оптимизации маршрута полета или беспилотная перевозка багажа в аэропорту, а также привлекать пассажиров и осуществлять авиаперевозки с уважением к окружающей среде, в соответствии с ожиданиями клиентов.

Инициатором конкурса Skyteam Sustainable Flight Challenge является группа энтузиастов-сотрудников KLM, вдохновленных знаменитой авиагонкой Лондон-Мельбурн, которая состоялась в 1934 году. Если раньше дальнемагистральные перелеты и глобальный доступ к удаленным точкам мира были проблемой и вызовом, то теперь главной задачей всей авиационной отрасли является сокращение выбросов углекислого газа. В конце июня деятельность участвующих авиакомпаний будет оцениваться независимой комиссией по четырем категориям: воздействие, инновации, масштабируемость и сотрудничество, а все полученные знания будут переданы партнерам SkyTeam. 

В рамках проекта Skyteam Sustainable Flight Challenge 7 мая авиакомпания KLM выполнила два рейса: рейс KL0675 из Амстердама в Эдмонтон (Канада) и рейс KL1713 из Амстердама в Порту (Португалия). В свою очередь, Air France выполнила два рейса, которые состоялись 3 и 4 мая: из Парижа (CDG) в Лиссабон (Португалия) и Монреаль (Канада). Во время этих рейсов оба перевозчика применяли ряд мер и инструментов на разных этапах пути для сокращения выбросов углерода и уменьшения воздействия авиаперевозок на окружающую среду:

1. Энергосберегающие самолеты – полеты выполнялись на самых энергоэффективных самолетах в парке KLM: Boeing 787-10 (рейс в Эдмонтон) и Embraer 190 (рейс в Порту), которые благодаря своей конструкции, массе и параметрам двигателей позволяют снизить расход топлива и, следовательно, снизить выбросы CO2. В случае с Air France были выбраны Airbus A350 (рейс в Канаду) и A220 (рейс в Лиссабон). Использование энергоэффективного флота является одним из двух (помимо применения устойчивого авиационного топлива) наиболее эффективных методов сокращения выбросов CO2.

2. Экологически чистое авиационное топливо. Во время этих полетов самолеты работали на смеси 39-процентного экологически безопасного авиационного топлива (SAF). На рейсах Air France использовалась смесь устойчивого авиационного топлива (SAF), состоящего из для рейса в Монреаль и для рейса в Лиссабон. Эти виды топлива производятся из биомассы, такой как отработанное растительное масло, полученное в рамках экономики замкнутого цикла и не конкурирующего с цепочкой поставок продуктов питания. Их использование снижает выбросы CO2 в среднем на 80 процентов за весь жизненный цикл.

3. Уменьшение общего веса самолета – Air France и KLM предприняли ряд мер по минимизации общего веса самолета, в том числе с помощью использования в моделировании искусственного интеллекта для точного расчета прогнозируемой потребности в воде во время полета, оптимальной заправки на требуемый маршрут, а перед полетом пассажиров бизнес-класса (World Business Class) просили заранее выбрать предпочитаемое питание, чтобы загрузить на борт только необходимые продукты. В случае с Air France была использована инновационная тележка для общественного питания нового типа.

4. Экопилотаж – благодаря тесному сотрудничеству пилотов с авиадиспетчерами во время обоих полетов использовался наиболее оптимальный маршрут, избегающий ненужных «обходов».

5. Оптимизация загрузки. Загрузка самолета была оптимизирована для достижения наилучшего центра тяжести, что улучшило аэродинамику и позволило сэкономить от 1,5 до 2 процентов топлива.

6. Экологически чистое питание и обслуживание на борту без использования пластика. На обоих рейсах Air France предлагала пассажирам питание, полностью приготовленное во Франции. Рейс в Лиссабон включал кейтеринг для 100 вегетарианцев, в то время как путешественникам в Монреаль был предоставлен выбор (на основе предварительного опроса) мяса из Франции, рыбы из экологичного рыбохозяйства, сертифицированного MSC или вегетарианский вариант. Были использованы специальные легкие перерабатываемые пластиковые подносы, бортовая посуда из целлюлозы, деревянные столовые приборы и мешалки, бумажные стаканчики, а также изъяты из употребления индивидуальные пластиковые бутылки. Гастрономическое предложение в залах ожидания аэропортов Air France составлено таким образом, чтобы свести к минимуму углеродный след. Пассажиры могут использовать местные и сезонные продукты, а также многоразовую посуду. Также усовершенствована система сортировки в виде выборочной сортировки мусора (банок, бутылок, ящиков), уже находящегося на борту во время полетов.

7. Груз в трюме перевозился на более легких поддонах, закрепленных более легкими сетками.

8. Наземное обслуживание с нулевым уровнем выбросов – самолеты были загружены с помощью транспортных средств, работающими на электричестве или биодизеле.

9. Индивидуальная компенсация выбросов CO2 — пассажиры обеих авиакомпаний были проинформированы об участии в специальном рейсе и о том, как они могут путешествовать более экологично, например, компенсируя углеродный след своего рейса с помощью CO2ZERO или участвуя в покупке дополнительного SAF.

Участие Air France в инициативе «Skyteam Sustainable Flight Challenge» является реальным доказательством реализации новой стратегии сокращения выбросов CO2 «Air France ACT», объявленной перевозчиком месяц назад. Новая стратегия декарбонизации предполагает, что к 2030 году Air France сократит выбросы CO2 на 30 процентов (из расчета на один пассажиро-километр) по сравнению с 2019 годом, что эквивалентно сокращению общего объема выбросов на 12 процентов. Проведенные специальные полеты подтверждают, что достичь поставленной цели можно с использованием всех доступных средств и инструментов.

“После того, как мы объявили новые, научно обоснованные цели Air France по сокращению выбросов CO2, мы хотели представить конкретную и осязаемую иллюстрацию того, как авиационная отрасль должна измениться перед лицом климатического кризиса. В ходе двух наших полетов – в Монреаль и Лиссабон, с привлечением партнеров и клиентов Air France, нам удалось доказать эффективность существующих методов и инструментов, а также применить новые решения, которые позволят в будущем еще больше снизить выбросы CO2 в атмосферу. Хотя экологическая трансформация авиационной отрасли является сложной задачей, мы полны решимости изучить все варианты и пути для достижения нашей цели. Мы с нетерпением ждем возможности увидеть и использовать инновации других авиакомпаний-членов SkyTeam, которые разделяют нашу общую цель — ограничить глобальное потепление в соответствии с Парижским соглашением”, — сказал Винсент Этчебеэр, вице-президент Air France.

посуда Биотрем
Экопосуда

“Три года назад, в 2019 году, KLM запустила кампанию «Летайте ответственно», приглашая другие авиакомпании к сотрудничеству и обмену передовым опытом, чтобы совместно изменить нашу отрасль и осуществлять воздушные перевозки более устойчивым образом. Настало время для следующего шага и более конкретной задачи: какие авиакомпании смогут выполнять как дальние, так и ближнемагистральные полеты наименее вредным для окружающей среды способом? «Устойчивый полет», в котором мы участвуем, вызвал огромный энтузиазм у наших сотрудников, поскольку они представляют свои идеи о том, как мы можем летать более экологично. Еще одним положительным аспектом является тот факт, что авиакомпании-члены альянса согласились принять вызов и поделиться извлеченными уроками. Также невозможно игнорировать приверженность наших клиентов и партнеров из отрасли, таких как производители устойчивого топлива (SAF), производители авиационных двигателей, аэропорты и многие другие. Этот дух сотрудничества делает возможной и осуществимой трансформацию авиации в направлении более устойчивого будущего”, — признал Рене де Гроот, главный операционный директор KLM.

Во время вышеупомянутых специальных рейсов KLM в Канаду и Португалию было использовано в общей сложности более 50 новых и существующих методов и инструментов, направленных на максимальное сокращение выбросов CO2 и минимизацию воздействия на окружающую среду. В проекте были задействованы все подразделения KLM и многочисленные партнеры, в том числе аэропорт Эдмонтона, аэропорт Амстердама Схипхол, служба управления воздушным движением в Нидерландах (LVNL) и компания General Electric. Применяемые меры, в частности новые методы и инструменты, будут оценены, после чего будет принято решение об их дальнейшей реализации.

Андрей Бочкарев