Аэропорт Белграда им. Николы Теслы

Air Serbia отказалась от планов увеличения количества рейсов в Россию по требованию Украины

Всего через день после того, как сербская флагманская авиакомпания  Air Serbia объявила об увеличении количества рейсов между Белградом в Сербии и Москвой в России до 15 в неделю, это решение было отменено. Вся страна и перевозчик столкнулись с массой общественной критики. Первый заместитель министра иностранных дел Украины заявил, что зарабатывать деньги на украинской крови недостойно в стране-кандидате в Евросоюз. Сербия называет это охотой на ведьм.

A319 Air Serbia
A319 – основа парка Air Serbia

Сербия — одна из немногих стран, которая  не ввела санкции против России за ее вторжение в Украину. Это также одна из немногих стран, избежавших закрытия российского воздушного пространства. Поэтому единственный европейский воздушный коридор, открытый для России, проходит через Сербию, которая сейчас является воротами в большой мир для изолированной страны.

После российского вторжения более двух недель назад авиакомпания удвоила количество рейсов в российскую столицу и выделила ни их обслуживание более крупный самолет — широкофюзеляжный аэробус A330, чтобы увеличить количество мест в наиболее прибыльном направлении.

Air Serbia планировала  увеличить количество рейсов до 15 в неделю. Помимо финансовой стороны, авиакомпании хотели компенсировать приостановку полетов флагманской российской авиакомпании «Аэрофлот», которая больше не может летать в Белград и из Белграда из-за закрытия европейского воздушного пространства. Россия закрыла свое воздушное пространство для авиакомпаний из 36 стран в ответ на  ограничения со стороны Евросоюза. Белградский хаб также приносит пользу авиакомпаниям Европейского Союза, которые увеличили количество рейсов в Сербию и из нее.

Наряду с некоторыми турецкими перевозчиками сербские авиалинии являются единственной европейской компанией, которая продолжает полеты в Россию после объявления о запрете международных полетов после   вторжения России в Украину. Это вызвало критику со стороны как ЕС, так и Украины.

Охота на ведьм по версии президента Сербии

«Сербия – единственная страна в Европе, которая имеет открытое небо для России. Зарабатывать деньги на (украинской) крови недостойно страны-кандидата в ЕС», —  написала в Twitter первый заместитель министра иностранных дел Украины Эмине Джаппар.

Популистский президент Сербии Александр Вучич заявил, что Air Serbia вернется к одному ежедневному рейсу в Москву на следующий день после того, как в его стране началась «охота на ведьм».  «И этим будут довольны те, кто  оказался настроен против Сербии в связи с полетами в российскую столицу?», — спросил Вучич во время телеинтервью в субботу вечером.

Относительно Турции он посетовал, что «никто не будет трогать в НАТО тех, кто находится частью в Европе, частью в Азии и имеет в 30 раз больше рейсов в Москву, чем Сербия». Вучич не сказал, когда начнется отмена рейсов. Несмотря на официальную заявку на членство в ЕС, Сербия отказалась вводить международные санкции против союзной России. Чиновники ЕС неоднократно предупреждали Сербию, что если она хочет присоединиться, она должна будет соответствовать внешней политике европейского блока.

Тревожные признаки

В пятницу, 11 марта, самолет Airbus A330-200 (зарегистрированный как YU-ARB) должен был совершить рейс JU652 между Белградом, Сербия, и Москвой-Шереметьево, Россия. Вскоре после вылета из аэропорта Белграда пилоты перешли в режим ожидания и вернули самолет с пассажирами в Белград. Властям аэропорта было отправлено анонимное электронное письмо, в котором говорилось, что на борту самолета находится бомба.

Из самолета эвакуировали 209 пассажиров, а А330 досмотрели подразделения антитеррористической полиции. Через семь часов самолет вылетел в Москву. Тем временем полицейские ищут  сообщения об угрозе взрыва.

Ключевое сообщение

Белградский аэропорт им. Никола Тесла в настоящее время выступает в качестве одних из главных европейских ворот для российских пассажиров, желающих покинуть свою страну в условиях продолжающейся войны на Украине и вызванных ею экономических санкций против России. Одна из ведущих мировых компаний, занимающихся данными и анализом поездок, ForwardKeys, отметила, что доступная вместимость, запланированная на первую неделю марта из России в Сербию, составила около 50 проц.  увеличение с 21 февраля, до начала полномасштабных боевых действий.

Ожидается, что пропускная способность будет увеличиваться до начала летнего сезона 2022 года 27 марта, и Air Serbia еще не обновила расписание своих рейсов на предстоящий летний сезон по маршрутам в Россию и из России. Авиакомпания, возможно, не сможет восстановить свои сезонные рейсы в Ростов-на-Дону и Краснодар, аэропорты которых в настоящее время закрыты российскими властями из-за их близости к зоне боевых действий.

Через неделю сразу после начала войны количество проданных билетов, оформленных пассажирам из России для дальнейшего следования через Сербию,  увеличилось на 60 процентов по сравнению со всем январем.  При этом  у 85 проц. билетов на рейсы  через Белград конечным пунктом  назначения в первую очередь являлась Черногория.

В этом месяце данный  показатель снизился до 40 процентов, так как Сербия стала пересадочным  центром дальнейшего полета  в другие европейские страны. Основными рынками дальнейшего следования российских пассажиров через Белград и Черногорию являются Кипр, Франция, Швейцария и Италия. Сербия также является одним из немногих европейских рынков, где глобальное бронирование авиабилетов сократилось менее чем на 10 проц. после начала войны, когда большинство других европейских рынков упали примерно с 30   до 50 процентов

«Наиболее примечательны темпы, с которыми  Сербия стала воротами для путешествий между Россией и Европой. Однако это начало глобального политического и экономического кризиса; так что то, что происходит с путешествиями, безусловно, будет зависеть от хода войны и воздействия санкций. Поскольку в ближайшие недели Air Serbia удвоила количество рейсов в Россию, билеты на ее рейсы быстро распродаются, особенно в направлении Москва-Белград. Многие пассажиры также используют Белград как возможность пересесть на самолеты других европейских перевозчиков, включая Lufthansa, Austrian Airlines и KLM», —  прокомментировал вице-директор компании ForwardKeys.

Андрей Бочкарев