В условиях действия западных санкций российские власти обсуждают выделение 25 млрд рублей (192 млн долларов США) из федерального бюджета на поддержку авиакомпаний, сообщил наш источник в финансово-экономическом блоке правительства.
В соответствии с установленными правилами авиаперевозчики могут использовать полученные средства для субсидирования кредитов, лизинговых рассрочек и текущих операций. Ожидается, что проект постановления правительства будет подготовлен в конце марта.
Сумма, предусмотренная для поддержки авиакомпаний, сопоставима с суммой, уже выделенной в этом году на субсидирование внутренних авиаперевозок. В 2020 году власти выделили почти такую же сумму на покрытие последствий авиационного кризиса, последовавшего за пандемией COVID-19.
После начала военного вторжения Российской Федерации в Украину авиационные власти Евросоюза, Великобритании, Канады и США закрыли свое воздушное пространство для российских авиакомпаний. Частично сокращено и авиасообщение внутри самой России. По решению Росавиации к 14 марта были закрыты 11 аэропортов в центре и на юге страны.
При этом Евросоюз ввел санкции, запрещающие поставку в Россию гражданских самолетов и запчастей, а также их техническое обслуживание и страхование. Кроме того, санкции вынуждают компании по аренде самолетов расторгать существующие контракты с перевозчиками до конца марта. По данным аналитиков компании Cofrance Sarl, из 980 пассажирских самолетов, используемых российскими перевозчиками, более 500 взяты в аренду у иностранных владельцев.
Авиационные специалисты выражают сомнения в том, что субсидирование российских авиакомпаний сможет спасти авиационную отрасль в условиях всеобъемлющих санкций, поскольку самолеты уже летают бездействующих сертификатов летной годности и многих из них скоро потребуют технического обслуживания и запасных частей.
Непонятен также механизм распределения государственной помощи среди авиакомпаний. Вполне вероятно, что эти средства будут просто в очередной раз разворованы.
Андрей Бочкарев