Пираты российского неба

Как мы уже писали в статье «Российская авиация исчезает в Бермудском треугольнике», власти Бермудов аннулировали сертификаты летной годности на самолеты российских перевозчиков, зарегистрированных в этом регионе. Аннулирование фактически означает запрет на   эксплуатацию как взятых в аренду, так и находящихся в собственности воздушных судов. По данным авиационных властей, всего с бермудской регистрацией летает более 750 самолетов, используемых российскими авиакомпаниями.Авиакомпания «Победа» не будет летать в Минск

Другая проблема, из которой во много следует первая,  состоит в том, что лизинговые компании потребовали возвращения самолетов из России в связи с форс-мажорныи обстоятельствами (отсутствие возможностей получать платежи, а также  отказа в техническом обслуживании и т.д.).  По всему миру пошли аресты самолетов тех авиакомпаний которые отказались выполнить это требование.

Ситуация грозила полным  параличом российской гражданской авиации, поскольку самолетов российского производства в этой  стране практически нет, за исключением сотни злополучных SSJ-100, летная годность которых даже по российским меркам вызывает серьезные сомнения. Тем более, что они часто простаивают из-за поломок.

Судорожные поиски выхода из ситуации привели к тому, что 14 марта был принят законопроект,  разрешающий регистрировать взятые в лизинг воздушные суда в российском реестре. Мало того, что это фактически означает  пиратский захват самолетов, такая мера позволить решить проблему только на короткую перспективу. При этом самолеты не смогут покидать воздушное пространство России. За рубежом им грозит неизбежный арест.

Однако эксплуатация таких воздушных судов в России может оказаться непростой задачей.  Во-первых, полеты внутри страны осуществлять на таких самолетах можно только до первой серьезной поломки.  Самый молодой флот в настоящее время у авиакомпании «Победа». Он состоит Boeing 737-800 Next Generation, которым в среднем 5-6 лет. Это предыдущее поколение Boeing 737-800 MAX менее эффективное и экологичное. У других перевозчиков машины в основном старше.

Через некоторое время им понадобится плановое техническое обслуживание в лучшем случае, а в худшем – ремонт. Обслуживание в сервисном центре, лишенном аккредитации производителя  означает аннулирование соглашения о гарантийном обслуживании и снижение остаточной стоимости воздушного судна, т.е. в случае возврата арендодателю, есть риск не только не получить никакой компенсации, но еще остаться в долгах.

А что произойдет, когда закончатся запасные части? То же самое, что происходило  с SSJ-100 в Мексике  –  т.е. технический каннибализм. Одни самолеты будет служить донорами для других и, таким образом количество пригодных к полету даже с российским сертификатом летной годности будет стремительно уменьшаться.

Снижение воздушных операций приведет к эффекту домино – начнут закрываться аэропорты, пройдут массовые увольнения среди сотрудников авиакомпаний, аэропортов, служб контроля за воздушным движением.  Для  такой большой страны, как Россия, где сухопутные пути не охватывают ее полностью, это настоящий удар, рвущий экономические и социальные связи. Введенные санкции и ограничения сами по себе пока незаметны для основной массы населения. Но вот их последствия затронут всех – от Смоленска до Петропавловска-Камчатского. Большая часть страны останется без авиационного сообщения в течение нескольких месяцев. Это в свою очередь приведет к недовольству и сепаратистским настроениям в регионах, особенно граничащих с благополучными странами – Китаем и Японией.

Андрей Бочкарев