Airbus A321XLR – надежда региональных аэропортов и маршрутов с малым заполнением

В прошлую среду (15 июня) Airbus A321XLR совершил свой первый технический полет из Гамбурга. Таким образом, началась программа летных испытаний, которая продлится почти 12 месяцев. Редакция нашего портала также приняла участие в этом специальном мероприятии в Германии. Приглашаем на подведение итогов!

Airbus A321XLR
Airbus A321XLR

Первый самолет Airbus A321XLR (Xtra Long Range) впервые поднялся в воздух. MSN 11000 и регистрационный F-WXLR вылетели из аэропорта Гамбург-Финкенвердер в первый полет, который длился ровно четыре часа 35 минут.

В состав летного экипажа входили летчики-испытатели Тьерри Диез и Габриэль Диас де Вильегас Жирон, а также бортинженеры Франк Хомейстер, Филипп Пупен и Мехди Зеддун. В ходе полета экипаж проверил органы управления самолетом, двигатели и основные системы, в том числе поведение машины как на большой, так и на малой скорости.

“Это важная веха для семейства A320 и его клиентов по всему миру. С вводом в эксплуатацию A321XLR авиакомпании смогут предлагать комфорт на дальних маршрутах в узкофюзеляжном самолете благодаря уникальному салону Airspace. A321XLR откроет новые маршруты по всему миру благодаря непревзойденным экономическим и экологическим решениям. Планируется, что машина будет введена в эксплуатацию в начале 2024 года”, — сказал Филипп Мун, исполнительный вице-президент по программам и услугам Airbus.

Надежда на региональные аэропорты и маршруты с меньшей пропускной способностью (LF)
Станет ли новый самолет надеждой для региональных портов? Или, может быть, он будет дополнять дальнемагистральные парки на маршрутах, где авиакомпания не может продать все места в широкофюзеляжных самолетах? Время покажет, но он уже на пути к этой роли. Новый A321XLR будет специально адаптирован для дальнемагистральных рейсов по сравнению со стандартным A321neo или даже A321neo LR. XLR имеет достаточное покрытие и может летать, например, из Европы до северо-восточного побережья США, одного из самых важных межконтинентальных рынков для многих европейских перевозчиков. Он также может летать из Европы в некоторые города Канады, Ближнего Востока и Индии.

A321XLR также повысит гибкость дальнемагистрального парка перевозчиков. Это позволит авиакомпании заполнять самолеты на новых маршрутах, особенно в нынешние времена неопределенности и постпандемии. Он также может обслуживать новые места на небольших рынках или существующие дальнемагистральные направления, обслуживаемые из небольших аэропортов, где имеются проблемы с заполнением широкофюзеляжных самолетов. Новый член семейства A320neo также может помочь в открытии и запуске новых дальнемагистральных маршрутов.

Гамбург – основная производственная площадка для A321XLR

В то время как другие сборочные линии Airbus в конечном итоге будут производить A321XLR для выполнения большого количества заказов клиентов на самолет, Гамбург был выбран для апробации нового варианта в начале серийного производства. Оно начинается с трех самолетов, предназначенных для технических полетов.

“Для семейства А321 мы начали производство всех основных модификаций в Гамбурге. Мы намерены строить эти самолеты и на других заводах. В настоящее время мы планируем поставку самолетов A321XLR и с других линий окончательной сборки. Поэтому очень важно, чтобы все команды извлекли уроки из опыта Гамбурга, чтобы мы могли передать эти знания другим заводам. То же самое мы делаем с салоном Airspace семейства A320, который мы также запустили в Гамбурге”, — сказал Майкл Менкинг, директор программы семейства A320.

Новый ангар для Airbus A321XLR в Гамбурге
Новый ангар для Airbus A321XLR в Гамбурге

Из четырех сборочных линий для семейства A320 в Гамбурге та, которая отвечает за первый A321XLR, называется «Линия FAL 2» и расположена внутри здания под названием «Ангар-9». В настоящее время для этой программы в Гамбурге строится еще один ангар, а к концу прошлого года более старые ангары также адаптируются для поддержки производства двухэтажных А380.

Новый топливный бак RCT

Задний центральный бак, или RCT, является ключевым компонентом A321XLR, обеспечивая дополнительный запас топлива для этих дальнемагистральных узкофюзеляжных самолетов. RCT, уникальный для этого варианта машины, представляет собой стационарно установленный топливный бак большой емкости, объем которого позволяет максимально использовать нижнее пространство фюзеляжа самолета. RCT, объединенный с секциями фюзеляжа с номерами 15 и 17, расположен сразу за отсеком основного шасси и вмещает до 12 900 литров топлива — больше, чем несколько дополнительных центральных баков (ACT) вместе взятых на более ранних вариантах семейства A321. Поскольку RCT занимает меньше места в трюме, он освобождает место под полом пассажирской палубы, чтобы получить дополнительное мест для грузов и багажа на дальнемагистральных маршрутах.

Более строгие правила противопожарной защиты задержат ввод в эксплуатацию A321XLR
Хотя в Airbus говорят, что говорить о готовых решениях, когда самолет начал технические полеты, пока рано, они уже почти окончательны. По имеющимся данным, EASA, вероятно, оспорит решения Airbus по конструкции вышеупомянутого топливного бака (RCT). Европейское агентство может потребовать, чтобы эта часть машины была дополнительно усилена с использованием более прочных материалов и композитов.

Это необходимо, по мнению EASA и консультантов Boeing, для предотвращения возможного распространения огня на остальные части самолета, что может произойти, например, при аварийной посадке без выпущенного шасси. Предлагаемые изменения могут задержать серийное производство Airbus A321XLR как минимум на шесть месяцев, а окончательная версия выполнения требований EASA пока неизвестна.

Испытательный парк A321XLR

Испытательный парк A321XLR будет состоять из трех полностью оборудованных тестовых бортов, представляющих будущие серийные самолеты. Ранее Airbus для первых летных испытаний также использовал «обычный» A321neo. Все это поможет максимально повысить проработанность конструкции и готовность самолета к вводу в эксплуатацию (EIS).

Начало летных испытаний этого самолета позволяет подтвердить конструктивные изменения, связанные с получением сертификата типа. В период летных испытаний будут учтены все выводы и введены новые требования органов по летной годности. Многие тесты будут выполняться параллельно.

Второй самолет уже прошел этап окончательной сборки. В настоящее время FT №2 находится в рабочей группе, где устанавливается и тестируется вся аппаратура летных испытаний (FTI).

A321XLR — узкофюзеляжный самолет для сверхдальних рейсов

Новый A321XLR был анонсирован на Парижском авиасалоне 2019. Самолет должен быть более экологичным и экономить 30 проц. топлива на пассажира. Максимальная взлетная масса XLR должна быть на 4 тонны больше максимальной взлетной массы (101 тонна), поэтому его шасси также было переработано. Машина также будет иметь увеличенную до 4700 морских миль (8797 км) дальность полета по сравнению с A321LR (4000 морских миль — 7408 км). В типовой двухклассной конфигурации самолет сможет взять на борт от 180 до 220 пассажиров, а в трехклассной — до 200 пассажиров. На сегодняшний день Airbus продал более 500 самолетов XLR A321neo.

Крупнейшим заказчиком является авиакомпания Indigo, заказавшая 70 самолетов. Следующие по величине заказы были размещены American Airlines и United Airlines. Каждый из американских перевозчиков заказал по 50 самолетов этого типа.

Андрей Бочкарев