IATA: ограничения на передвижение во время пандемии оказались не эффективными

Решения о закрытии границ во время пандемии Covid-19 дестабилизировали рынок международной авиации и не были необходимы для борьбы с пандемией, отмечает Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA). Организация призывает извлечь уроки на будущее.Как указывает IATA, ссылаясь на мнение Всемирной организации здравоохранения, закрытие границ не является эффективным способом борьбы с пандемией. По данным ассоциации, ограничения на передвижение во времени пандемии Covid-19, введенные правительствами отдельных стран, привели к сбою в глобальной системе авиасообщения, что, в свою очередь, имело негативные экономические и социальные последствия. В то же время эти ограничения оказались малоэффективными для противодействия распространению вируса.

Отрасль до сих пор не оправилась от пандемии, и этому процессу мешают постоянно меняющиеся регламенты и отсутствие единых стандартов на международном уровне.

“Необходимо восстановить доверие к тому, как правительства справляются с кризисами в области здравоохранения и пограничными ограничениями. Большая часть ущерба[в авиации – прим. ред.] была вызвана не вирусом, а внезапными и произвольными пограничными ограничениями, введенными властями”, — заявил заместитель генерального директора IATA Конрад Клиффорд. Он добавил, что изучение уроков пандемии будет иметь решающее значение для управления будущими кризисами в области здравоохранения таким образом, чтобы границы не приходилось закрывать.

Как отмечается в пресс-релизе IATA, два года кризиса Covid-19 позволяют сделать три основных вывода.

Во-первых, закрытие границ не является эффективным способом борьбы с пандемией, что подтверждается как позицией ВОЗ, так и исследованиями OXERA/Edge Health. По их словам, обнаружение нового варианта COVID и немедленное введение ограничений на поездки отсрочат пик заболеваемости не более чем на четыре дня.

IATA указывает, что, хотя мир уже стал более открытым, отдельные правительства по-прежнему, как уже упоминалось, без необходимости, затрудняют передвижение. Речь в т.ч. о необходимости предоставления справок о состоянии здоровья или проведения анализов. “Нет причин принимать меры, которые без особой необходимости нарушают международные поездки и торговлю”, — заявил генеральный директор ВОЗ, цитируемый в пресс-релизе IATA, и призвал страны принять последовательные и обоснованные решения.

Во-вторых, по мнению ИАТА, необходимо найти баланс между мерами по охране здоровья и экономическими и социальными последствиями.

Как указано, в 2019 году авиация обеспечивала почти 40 миллионов рабочих мест по всему миру и внесла 3,5 триллиона долларов в мировой ВВП. Это жизненно важный сектор экономики. Такого же мнения придерживаются и пассажиры авиатранспорта, которые также указывают, что качество их жизни пострадало из-за ограничений на авиаперелеты (так говорят две трети респондентов).

“Мы призываем правительства прислушиваться к советам ВОЗ о необходимости держать границы открытыми. Мы призываем к независимым исследованиям эффективности политики, которая уравновешивает меры в области здравоохранения с социальными и экономическими преимуществами воздушного транспорта”, — сказал Конрад Клиффорд. Он призвал к разработке глобальных рекомендаций для преодоления будущих кризисов в области здравоохранения.

В-третьих, по мнению ИАТА, важно доверие пассажиров, и оно должно строиться на основе логичных и четко изложенных принципов.

Это условие не было выполнено в течение двух лет пандемии. “В январе 2022 года действовало около 100 000 различных мер, влияющих на международные поездки”, — приводит пример ИАТА. Путешественникам было трудно ориентироваться в лабиринте различных и меняющихся правил. До сих пор большинству пассажиров было сложно понять правила и формальности, связанные с авиаперелетами в контексте профилактики заболеваний. По мнению IATA, необходимо принять согласованные правила.

Андрей Бочкарев