Алкоголь в кабине пилотов – шокирующая реальность

Случаи управления авиалайнеров пилотами в нетрезвом состоянии не на шутку озадачили руководства авиакомпаний в разных странах. Жёсткие меры в отношении виновных в подобных правонарушениях должны остановить пагубную тенденцию в употреблении алкоголя за штурвалом самолёта.

Саркастическое выражение «Трезвым летает только автопилот», похоже стало реальностью. Если изучить случаи употребления алкоголя лётным составом, зафиксированные в протоколах различных контролирующих органов, а также которыми изобилует народная молва, то картина получается совсем печальная. Ведь не все правонарушители были пойманы, а авиакомпании, если ловят пилота-пьяницу, стараются всячески скрыть подобную информацию от огласки не упоминая не только фамилию виновного, но и детали, а также обстоятельства происшествия. Зачастую маскируя состояние опьянения объяснением неадекватности пилота.

Случаи неадекватного поведения и пьянства пилотов шокируют

Неадекватное поведение лётного состава – беда современной авиации. Пилот, известных авиалиний KLM, заранее не изучив маршрут полёта, ожидал, что диспетчер даст необходимые указания, но когда диспетчер заговорил, оказалось, что аэропорт назначения новый и о нём никто ещё знал. Несколько раз уточнив место планируемой посадки и поняв что он не понимает где это, пилот предпочел приземлиться в проверенном аэропорту, пролетев мимо 2000 километров.

Другой случай. Один из пилотов, понял, что офицеры на контроле заподозрили неладное в его состоянии и попросился в туалет, там он быстро переоделся из летной формы в гражданскую, выйдя, заявил, что никуда не полетит, дескать, нездоров. Нарушения получается нет. Пилота на замену нашли, пьянице удалось избежать наказания.

Курьезный случай произошел на борту российского авиаперевозчика «Аэрофлот», известный журналист и общественный деятель – Ксения Собчак, заподозрила в голосе пилота наличие приличной стадии опьянения. Она потребовала, чтобы пилот прошел тест на алкоголь, но ее не допустили в кабину пилота и просьбу проигнорировали, аргументируя это тем, что пилот самолетом почти не управляет, а всё делает автопилот.

Последним событием освещённым в прессе стала информация ИА REGNUM. Два пилота авиакомпании «Победа» будучи в состоянии алкогольного опьянения, пытались вылететь по маршруту Сургут – Махачкала. «В «Победе» абсолютно нулевая толерантность и заведомо предвзятое отношение к сотрудникам, которые даже в нерабочее время позволяют себе алкоголь» — пояснил гендиректор авиакомпании «Победа» Андрей Калмыков, добавив, что виновных сразу отстранили от рейсов и уволили из штата авиакомпании.

Человеческие жертвы в результате пьянства за штурвалом

Но известны случаи, когда наличие алкоголя в крови пилотов привели к трагедии. 14 сентября 2008 г самолёт Боинг 737 выполнявший рейс Москва – Пермь в 5:13 упал в нескольких километрах от аэропорта Перми, все 88 пассажиров и члены экипажа погибли. В организме командира воздушного судна был обнаружен этиловый спирт.
20 июня 2011 г борт ТУ-134 следовавший по маршруту Москва – Петрозаводск, в 23:40 рухнул в километре от пункта назначения. Из 52 человек находящихся на борту, 47 погибли. Одной из причин катастрофы, следственная комиссия назвала повышенную активность штурмана, находившегося в состоянии алкогольного опьянения.

Трагедией окончилось неадекватное поведение пилота, авиакомпании Germanwings, являющейся дочерней известных авиалиний KLM. В конце марта 2015 г второй пилот самолёта Airbus А320 Андреас Любитц, в отсутствии в кабине командира экипажа запер дверь изнутри и направил лайнер на склон горы. Все находившиеся на борту 150 человек погибли.

Наказание за употребление алкоголя пилотами иногда наступает

Громкое авиа-алкогольное происшествие в латвийской компании «airBaltic», члены экипажа задержаны перед вылетом из Осло на остров Крит. Вылет из Осло авиалайнера с сотней пассажиров на борту был задержан после анонимного звонка, поступившего в полицию. В результате трое членов экипажа уже наказаны. 38-летний второй пилот проведет в местах лишения свободы шесть месяцев, одна из стюардесс получила «отпуск» продолжительностью 45 суток, другая — 60. Экипаж, в отличие от своего командира, признал свою вину. Но последний отвергает обвинения, несмотря на то, что содержание алкоголя в его крови вдвое превысило норму. Его судьбу решит суд, намеченный на середину сентября. Максимальный срок заключения, грозящий 50-летнему пилоту, два года. Время до суда командир проведет под стражей.

Бывший пилот Alaska Airlines Дэвид Эрнтсон, осуждён на год, за управление самолётом в нетрезвом состоянии. Правонарушение было совершено ещё в 2014 г. Внеплановая экспертиза показала в крови Дэвида 0,142 промилле содержания алкоголя при норме 0,04 промилле. При том, что Эрнтсон имел за плечами 20-летний стаж пилотирования воздушных судов. Увольнение пилота не спасло его от уголовного преследования, несмотря на то, что правонарушение не привело к нештатным ситуациям на борту.

Законодательные и организационные меры противодействия пьянству

Последним документом призванным остановить допуск к работе лётного состава с психическими отклонениями и в состоянии алкогольного опьянения, стало принятое 23 июля 2018 постановление Комиссии (ЕС) 2018/1042.

Которое внесло изменения в Регламент (ЕС) № 965/2012 в отношении технических требований и административных процедур, связанных с внедрением программ поддержки, психологической оценки летного экипажа, а также систематическим и случайным тестированием психоактивных веществ, обеспечивающих медицинскую пригодность для полетов членов экипажа. По новым правилам систематическому и внеплановому тестированию на наличие психоактивных веществ, в том числе и алкоголя, должны подвергаться все пилоты и стюардессы при приеме на работу, а также пред рейсом.

Осталось повысить сознательность руководства авиакомпаний, которые вместо сокрытий случаев употребления алкоголя лётным составом и увольнением пойманных правонарушителей, выступали бы инициаторами уголовных дел за употребление спиртного пред полётами. Слишком уж высока цена подобной лояльности.