Американские авиакомпании не устроили уступки со строны Китая. Конфликт разгорается с новой силой

Американские перевозчики отвергли предложение Китая по смягчению запрета на полеты из-за границы, который, как ожидалось, вступит в силу с 8 июня. Это означает, что на данный момент действует запрет на полеты из Китая в США.
“Хотя реакция Китая на ультиматум Министерства транспорта является шагом к обеспечению равного участия американских перевозчиков, необходимы дополнительные действия для достижения целей соглашения”, – говорится в заявлении американской отраслевой ассоциации Airlines for America. Соглашение между США и Китаем, упомянутое авиакомпаниями, было ратифицировано в 1980 году.

Более сдержанным в комментариях является министерство транспорта США, которое ограничилось комментариями о том, что анализирует ответ Китая, и от результатов этого анализа зависит, предпримут ли он дополнительные шаги, заявил представитель департамента Анде Пост.

Управление гражданской авиации Китая (CAAC) объявило в четверг, что иностранные авиакомпании, исключенные из предыдущего соглашения, смогут выполнять в Китай один рейс в неделю. CAAC не упомянул ни одну страну по названию.

Неприятие китайской позиции означает, что на данный момент решение правительства США от среды (03.6) остается в силе, т.е. с 16 июня у китайских перевозчиков отменяется возможность выполнения регулярных пассажирских рейсов в США. Чартерные рейсы также находятся в центре внимания администрации президента Трампа — власти США уже объявили, что они также рассмотрят эти рейсы и предупредят китайских перевозчиков, чтобы они не ожидали разрешения на полеты. Министерство транспорта заявило, что есть подозрения, что китайские авиакомпании используют чартерные рейсы, чтобы обойти ограничение в один рейс в неделю в Соединенные Штаты и “еще больше увеличить свои преимущества перед американскими перевозчиками в предоставлении транспортных услуг между Соединенными Штатами и Китаем”.

Ноль на ноль

Последнее решение закрыть доступ на свой рынок для пассажирских рейсов из Китая, власти США объясняют реализацией принципа взаимности во внешней политике. Регламент разъясняет, что Китай все еще не может сказать, когда он изменит свои правила, позволяя американским перевозчикам возобновить регулярные пассажирские рейсы. Американские перевозчики планировали запустить рейсы в Поднебесную с начала июня, но эти усилия, к неудовлетворенности руководителей авиакомпаний и администрации президента Соединенных Штатов Дональда Трампа, были торпедированы китайским авиационным надзорным органом.

31 января из-за эпидемиологической ситуации, связанной с распространением вируса COVID19, правительство США запретило въезд большинству пассажиров, не являющихся гражданами США, которые были в Китае в течение последних 14 дней. Запрет не накладывал каких-либо ограничений на рейсы из Китая, однако из-за низкого спроса на перелеты между странами большинство авиакомпаний из США в феврале решили приостановить сообщение с Китаем.

В настоящее время грузовые рейсы в Китай осуществляют Delta и United. Delta Air Lines запросила разрешение на выполнение двух ежедневных рейсов в Китай. United хотела бы использовать ежедневный маршрут Шанхай-Пудун из Сан-Франциско и Ньюарка-Либерти, а также между Сан-Франциско и Пекином. Между тем, в конце марта китайский CAAC объявил, что авиакомпании из Китая могут выполнять один пассажирский рейс в неделю в данную страну, и все перевозчики не могут выполнять больше полетов, чем они выполняли 12 марта. Поскольку авиакомпании из США приостановили все пассажирские рейсы в Китай до 12 марта, Пекин “фактически лишил американские авиакомпании возможности возобновить пассажирские рейсы в Китай”, – говорится в заявлении Министерства транспорта США. 22 марта правительство США обвинило Китай в том, что оно не позволяет американским авиакомпаниям возобновить полеты в Китай, и приказало четырем китайским авиакомпаниям представить запрошенные расписания рейсов. Об этом сообщил в отдельном заявлении транспортный департамент.

Китай смягчает свои позиции

4 июня, через несколько часов после объявления об ограничениях США, китайский CAAC отменил правило, согласно которому ограничение количества рейсов будет устанавливаться на основании количества полетов, совершенных 12 марта, но сохранил руководящие указания по использованию одного рейса в неделю.

Тем не менее, власти Поднебесной объявили о введении механизма, позволяющего увеличить лимит полета до 2 в неделю — согласие на такое увеличение количества операций будет дано, если ни один из пассажиров, прибывающих в Китай по данному маршруту, не продемонстрирует положительный тест на коронавирус COVID19 в течение 3 недель подряд.

В то же время гражданские власти Китая оставляют за собой право приостановить действие воздушного маршрута на неделю, если на маршруте, обслуживаемом перевозчиком, обнаружатся пять или более пассажиров с положительными результатами анализов на наличие коронавируса COVID19. Если количество зараженных пассажиров превысит 10 человек, рейсы конкретной авиакомпании будут приостановлены на 4 недели. В отличие от механизма, позволяющего увеличить лимит полета до 2 в неделю, количество зараженных пассажиров отсчитывается с момента начала обслуживания сообщения.

Кроме того, CAAC сообщил, что можно обслуживать сообщения между только теми городами, которые обслуживались до начала пандемии, аэропорт назначения в Китае должен быть в списке принимающих аэропортов (в настоящее время этот список включает 37 аэропортов) и авиакомпании до запуска пассажирских рейсов в Китай должны получить подтверждение от местных органов власти о том, что они способны справиться с обязательствами, касающимися карантина пассажиров.

Касается ли это авиакомпаний третьих стран?

За конфликтом между Министерством транспорта США и китайским CAAC, вероятно, также внимательно следят другие авиакомпании мира, которые до начала пандемии COVID19 выполняли рейсы в КНР. Если Китай будет твердо настаивать на том, что перевозчики не могут выполнять больше рейсов, чем они выполнили 12 марта, это будет означать сложную ситуацию для перевозчиков из других стран, которые из-за эпидемиологической опасности, приостановили полеты в Поднебесную уже в начале февраля.

Андрей Бочкарев