Ан-24: рожденный в СССР

Ан-24 – пассажирский турбовинтовой самолет, оснащенный двумя моторами АИ-24. Лайнер предназначен для внутренних перелетов.

Краткая история

К разработке самолета приступили в 1958 году. Знаменитому авиаконструктору О.К. Антонову предстояло разработать инновационный лайнер с новейшими газотурбинными моторами. Предполагалось создание как военной, так и транспортной модели, однако пассажирская версия была приоритетной.

Перед разработчиками стояла следующая задача: построить самолет, который выдержит нагрузку 4 тонны и сможет преодолевать расстояние до 2 600 км на крейсерской скорости 450 км/ч.

В 1959 году (29 октября) новый самолет совершил первый вылет под управлением летчика-испытателя Г.И. Лысенко. Затем последовала череда испытаний, и в 1962 Ан-24 поступил в серийное производство. Машины собирали в Киеве на предприятии № 473.

Первым маршрутом авиалайнера стала трасса Киев – Херсон.

Разработчик оценивал технический ресурс Антонова 24 примерно в 30 000 летных часов, то есть предполагалось, что самолет будет эксплуатироваться десять-пятнадцать лет.

В 1960 году конструкторы разработали модификацию этого лайнера с реактивным двигателем тягой 900 кгс. Это улучшило взлетные характеристики машины. С 1966 года в Иркутске запустили в производство усовершенствованную модель Ан-24.

Самолет производился до 1979 года. В общей сложности построили 1367 летательных аппаратов.

Любопытно, что под названием Xian Y-7 лайнер выпускался в Китае.

Описание Ан-24

Во времена СССР лайнер обеспечивал 1/3 всего пассажирооборота страны. Самолет был очень высоко востребован, в первую очередь, благодаря способности приземляться на грунтовую поверхность региональных маленьких аэродромов. Примечательно, что машина эксплуатировалась в 25 странах мира.

Летные характеристики Ан-24 впечатляют. Он обслуживался командой из семи человек и летал на двух турбовинтовых двигателях мощностью по 2 500 л/с. На них установили 4-лопастные винты диаметром около четырех метров.

Компоновка двигателей Ан-24 получилась очень удачной. Они находятся на высокорасположенном крыле, что обеспечивает надежную защиту от мусора, который может попасть в пропеллер.

Топливо поступало в самолет из четырех баков в крыльях. При загрузке 5 500 кг Ан-24 комфортно преодолевал расстояние в 1 000 км. В случае ЧП – отказа одного из двух двигателей – самолет мог беспрепятственно добраться до места назначения.

Корпус машины представляет собой цельнометаллический моноплан – гермокабину с:

  • передним, задним и грузовым отделениями,
  • отсеком для пассажиров,
  • кабиной пилотов.

На борту обустроены: гардероб, вестибюль, туалетная комната и буфет. 20 окон обеспечивают полноценное освещение салона в дневное время. Имеются аварийные выходы.

Ан-24 имеет однокилевое оперение с форкилем. Крыло лайнера трапецевидное, тип – кессонный, удлинение большое. Крылья состоят из 2 лонжеронов. Шасси Ан-24 – это три убирающиеся опоры с двойными колесами. Система оснащена тормозами.

Электроэнергией самолет «питали» 2 генератора, расположенные на его двигателях. Если они ломались, питание лайнера осуществлялось от 2 аккумуляторов.

Фюзеляж Ан-24 был оснащен особой системой, препятствовавшей его обледенению. Предусмотрели разработчики и экстренную ситуацию – разгерметизацию лайнера. Специальные приспособления могли обеспечить пассажиров кислородом.

Еще одна особенность самолета заключается в том, что вести его могли оба пилота: система управления дублировалась. Также на лайнере установили автопилот (электрический), что было инновационным решением в советские времена.

Вместимость лайнера составляла 50 человек. Со временем ресурс Ан-24 увеличили до 50 000 летных часов. Данный показатель стал максимальным в стране.

Пассажирская версия Антонова 24 без проблем трансформировалась в грузовую.

Эксплуатация самолета была возможна в любое время года. Он мог приземляться даже на аэродромах с размытым песком или снежным покровом.

Для взлета и приземления лайнер не нуждался в длинной взлетно-посадочной полосе: чтобы взмыть в небо, ему хватало разгона в 650 метров.

Основное преимущество Ан-24 от других модификаций – экономичность полета. Его можно было эксплуатировать для перелетов на совсем короткие расстояния – 250 км. Сегодня разработано более сорока модификаций Антонова 24, ставшего родоначальником внушительного «воздушного семейства».

Технические характеристики Ан-24

Длина самолета составляет 23,53 м, высота – 8,32 м. Лайнер развивает крейсерскую скорость 460 км/ч, но способен разогнаться до 540 км/ч.

Пустой Ан-24 весит 13 350 км. Площадь его крыла равняется 74,98 м кв.с однощелевым центропланным закрылком , размах – 29,20 метров.

Лайнер способен поднять в воздух 6500 кг.

На двигателях самолета установлены пропеллеры АВ-72.

Антонов 24: интересные факты

  • Ан-24 эксплуатировался не только как пассажирский или грузовой самолет. Он также использовался для ледовой разведки, противопожарных работ. Лайнер участвовал в поисково-спасательных операциях.
  • На базе лайнера выпустили различные модификации машин. Например, самолет для разведки Ан-24Р, штабной Ан-24ШТ, военно-транспортный Ан-24РТ и лайнер для фотосъемки Ан-24ФК и другие.
  • Сегодня в эксплуатации – порядка 100 самолетов Ан-24.
  • Современный приемник Антонова 24 – машина Ан-140. Ее спроектировали в Украине в АНТК «Антонов».
  • Во многих городах России машина сегодня экспонируется как музейный экспонат.

Если вам необходима консультация по поводу Ан-24, обращайтесь к международному брокеру AVIAV TM (Cofrance SARL).

Деловая авиация AVIAV TM