Узкофюзеляжные самолеты все чаще используются на дальних трансатлантических маршрутах. В предстоящем летнем сезоне, с 27 марта по 29 октября, Airbus A321 совершит 7 238 рейсов из Европы в Америку, что в среднем составляет 34 рейса в день.

Цифра, приведенная вначале, может быть впечатляющей, но на A321 приходится лишь 4,7 процента всех запланированных вылетов из Европы в этом сезоне. Широкофюзеляжные самолеты крупнейших мировых перевозчиков по-прежнему доминируют и пока будут доминировать над Атлантикой.
Ключевой рынок
Рынок авиаперевозок между Европой и Северной Америкой был первым рынком дальнемагистральных перевозок, получившим массовое развитие. По сей день он остается ключевым сегментом пассажирской авиации, но по-прежнему доминируют крупные авиакомпании, за исключением Virgin Atlantic, которые, как правило, представлены национальными перевозчиками из Европы и Северной Америки.
Появление нового поколения дальнемагистральных узкофюзеляжных самолетов, позволяющих осуществлять полеты по определенным трансатлантическим маршрутам при значительно меньших затратах, чем традиционные широкофюзеляжные самолеты, вызвало к такому решению интерес у бюджетных перевозчиков. Это может быть интересной рыночной нишей как для них самих, так и для аэропортов, расположенных «на краю» Атлантики.
Следует, однако, помнить, что основным фактором, ограничивающим использование узкофюзеляжных самолетов для трансатлантических перелетов традиционными авиакомпаниями является очень небольшая или даже отсутствие возможности грузовых перевозок. Кроме того, эти самолеты медленнее, что затрудняет планирование сети сообщений.
A321 завоевывает рынок
Airbus A321 в настоящее время доминирует в сегменте узкофюзеляжных самолетов. На него приходится более половины всех рейсов. Это определенно больше, чем у второго B757-200 или B737 MAX. Однако роль MAX медленно растет по мере вводы их в эксплуатацию такими перевозчиками, как Air Canada, WestJest и Icelandair. Специалисты Cofrance sarl недавно провели анализ и получили интересные данные.
Доля узкофюзеляжных самолетов на трансатлантическом рынке сейчас следующая:
A321: 7 238 вылетов в летний сезон (51,6 проц. рейсов на узкофюзеляжных воздушных судах),
B757-200: 3343 (23,8 проц.),
B737 MAX 8: 2735 (19,5 проц.),
B737 MAX 9: 404 (2,9 проц.),
B757-300: 293 (2,0 проц.).
Стоит отметить снижение роли B757, который раньше доминировал в сегменте дальнемагистральных узкофюзеляжных самолетов. Хотя на предстоящий сезон запланировано более 3,3 тысячи вылетов из Европы, это немного по сравнению с примерно 11 тысячами, что имело место десятилетие назад. В ближайшие годы B757 продолжит терять свои позиции, в т.ч. поскольку Icelandair заменит машины этого типа более эффективными B737 MAX. Это неудивительно, однако B757 был представлен в 1983 году, а его производство закончилось в 2004 году!
Восемь операторов A321
Этим летом восемь авиакомпаний запланировали рейсы на A321 между Европой и Северной и Южной Америкой. Наибольшее количество регулярных рейсов этим узкофюзеляжным самолетом намерена выполнить канадская авиакомпания Air Transat.
Air Transat: 1706 (23,6 проц. вылетов A321)
Aer Lingus: 1650 (22,8 проц.)
TAP Air Portugal: 1599 (22,1 проц.)
Azores Airlines: 535 (7,4 проц.)
PLAY Airlines: 503 (6,9 проц.)
La Compagnie: 435 (6,0 проц.)
JetBlue: 434 (6,0 проц.)
САС: 376 (5,2 проц.).
Исландский лоукостер PLAY отличился недавно объявленными рейсами в Орландо, штат Флорида, добавленными к ранее объявленным рейсам в Балтимор, Бостон и Нью-Йорк-Стюарт. Скандинавская авиакомпания SAS открыла свой первый регулярный рейс A321LR из Копенгагена в Вашингтон 4 февраля. Несколько дней спустя в авиакомпании подтвердили, что Торонто будет обслуживаться из Копенгагена и Стокгольма узкофюзеляжным A321LR.
A321 на 63 беспосадочных маршрутах
По данным аналитиков Cofrance Sarl, планируется запустить около 63 прямых маршрутов, и это число увеличится до 64, если к бразильскому Масейо через Наталь будут добавлены услуги португальской TAP. Air Transat будет предлагать больше всего маршрутов: 26 прямых рейсов, за ними следуют TAP и Azores Airlines (девять направлений), за ними следует Aer Lingus с восемью направлениями. PLAY, La Compagnie, SAS и JetBlue предложат четыре, три и два маршрута соответственно.
Рейсов A321 из Лиссабона в Ньюарк будет больше, чем между любой другой парой аэропортов. Следующие места занимают маршруты Дублин — Вашингтон, Дублин — Торонто, Лиссабон — Торонто, Лиссабон — Бостон, Лиссабон — Монреаль, Лондон — Гатвик — Торонто, Лиссабон — Вашингтон и Париж — Орли — Ньюарк.
Дублин лидирует
Развитие трансатлантических сообщений, обслуживаемых узкофюзеляжными самолетами, также способствует развитию аэропортов, расположенных на окраинах Атлантики, а не только внутри Европы и Северной Америки. В основном это связано с тем, что узкофюзеляжные самолеты меньше по размеру и имеют меньшие эксплуатационные расходы, а потому могут выгодно обслуживать маршруты с меньшим спросом. Это способствует запуску трансатлантических рейсов из небольших аэропортов. Лучшим примером является динамично развивающийся аэропорт Дублина. Авиакомпания Aer Lingus использует самолеты A321neo для обслуживания североамериканского рынка, и благодаря удачному расположению они могут летать дальше «вглубь» американского континента, чем перевозчики из континентальной Европы.
С точки зрения Центральной и Восточной Европы эта тенденция пока имеет ограниченное значение. Порты в этой части континента находятся на грани максимальной дальности A321neo (XLR) от ближайших восточных узлов Северной Америки. У Aer Lingus и TAP имеется небольшая сеть сообщений в регионе.
Андрей Бочкарев