Анализ причин острого дефицита пилотов в США

Нехватка пилотов в США вынудила авиакомпании сократить расписание и повысить заработную плату и бонусы работающим в настоящее время членам экипажа. Проблема возникла во второй половине 2021 года, когда перевозчики увеличили количество рейсов, чтобы воспользоваться спросом на авиаперевозки, восстановившимся после пандемии COVID-19.

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) ожидает, что регион Северной Америки восстановится быстрее, чем другие регионы мира. Как прогнозировалось, на 1 марта 2022 года количество пассажиров должно было достичь 94 процента от уровня 2019 года, а полное восстановление ожидается в 2023 году. «Северная Америка продолжит показывать высокие результаты, поскольку вернется к докризисным тенденциям», — говорится в прогнозе IATA.

Но пока люди хотят путешествовать, североамериканские авиакомпании изо всех сил стараются не отставать от этого спроса.

Плохая погода и нехватка персонала в разгар летнего сезона привели к отмене тысяч рейсов, а крупные авиакомпании объявили о сокращении расписания рейсов на следующие месяцы этого года. В настоящее время отрасль ведет настоящую битву за наем пилотов: авиакомпании объявляют о все большем количестве стимулов и повышении заработной платы, а также о партнерстве с авиационными школами или даже об открытии собственных авиационных учебных центров.

Профессия пилота потеряла свой престиж?

Корни нынешней ситуации восходят к 11 сентября 2001 года. Так считает Максимилиан Бюргер, глава консалтинговой фирмы по авиационному обучению. Туристическая индустрия США рухнула после атак на Всемирный торговый центр, а через несколько лет, в 2007/2008 годах, грянул мировой финансовый кризис. Именно тогда многие авиакомпании чуть не обанкротились, а другим пришлось консолидироваться.

Это привело к резкому сокращению расходов, в том числе на заработную плату пилотов, о чем свидетельствует тот факт, что зарплата второго пилота была даже на уровне минимальной заработной платы в США.

Наконец, после авиакатастрофы Colgan Air в 2009 году вступил в силу закон, требующий от пилотов налета не менее 1500 часов, прежде чем им будет разрешено выполнять функции второго пилота в коммерческих операциях. Все эти факторы уменьшили количество желающих заниматься этой профессией.

«В Соединенных Штатах и ​​других странах профессия пилота просто считается непривлекательной, — сказал Бюргер.

«Нужно потратить много денег на обучение, вы начинаете с более низкой зарплаты, чем в других секторах, таких как банковское дело или IT, а потом вы даже не можете попасть в авиакомпанию в течение двух лет, потому что необходимо набрать полторы тысячи летных часов», — добавил он.

 Бюргер добавил, что пандемия еще больше навредила имиджу профессии пилота, подчеркнув ее нестабильность. Что, если появится еще одна волна? После этого летчики могут снова потерять работу. В дополнение к этим факторам пандемия привела к тому, что авиакомпании прибегли к досрочной отправке пилотов на пенсию как способ быстрого сокращения расходов во время кризиса, а авиационные школы приостановили программы обучения.

27 января глава United Airlines Скотт Кирби заявил, что, по его мнению, нехватка пилотов вызвана не низкой заработной платой, а скорее вопросом времени и стоимости обучения.

«В United Airlines мы убеждены, что корень проблемы в том, что обучение стоит более 100 000 долларов США, и требуется пять или более лет, чтобы получить право на работу в крупной авиакомпании», — сказал Кирби.

Как американские авиакомпании справляются с дефицитом пилотов?

Текущая нехватка пилотов наиболее заметна среди региональных перевозчиков. Пилоты обычно начинают именно там свою карьеру, а затем переходят в более престижные компании. Досрочный выход на пенсию пилотов крупных авиакомпаний, а также более быстрое, чем ожидалось, восстановление авиационной отрасли привело к тому, что такие авиакомпании, как Skywest, теряют своих капитанов из-за их ухода к крупным перевозчикам гораздо чаще, чем прогнозировалось.

Компания внедрила специальные стимулы для привлечения и удержания пилотов, а лоукостеры Avelo и Breeze повышают заработную плату, как и Delta Airlines.

В свою очередь региональный перевозчик Endeavour предлагает всем пилотам 110 тыс. долларов премий за подписание долгосрочного контракта, а премии для новых сотрудников временно увеличены с 20 тыс. до 40 тыс. долларов США.

У Breeze есть и другое решение. Она привлекает пилотов из Австралии по визовому режиму E3, действующему между США и Австралией. Между тем, United Airlines сообщает, что это единственная крупная авиакомпания в США, которая владеет и управляет собственной летной школой. В феврале 2022 года она открыла предприятие в Гудиере, штат Аризона. Целью перевозчика является обучение около 5000 новых пилотов к 2030 году, из которых не менее половины будут женщинами или небелыми.

Alaska Airlines и региональный партнер Horizon Air объединились с Hillsboro Aero Academy для запуска программы для новичков Ascend Pilot Academy. Обе авиакомпании заявили, что планируют обучать до 250 студентов в год, а пилоты-курсанты имеют право на получение стипендии в размере 25 000 долларов США и условное предложение по работе в Horizon Air с перспективой присоединиться к Alaska Airlines.

Не будет ли нехватки пилотов и в других регионах?

В своем прогнозе потребности в пилотах и ​​техниках на 2021-2040 годы Boeing подчеркивает, что глобальное восстановление будет неравномерным из-за нехватки пилотов. Речь идет о 612 тысячах пилотов, которых авиакомпаниям придется нанять в ближайшие 20 лет. По данным Boeing, пандемия привела к приостановке программ обучения пилотов, потере работы более молодыми и досрочному выходу на пенсию более опытных.

«Эта отрасль имеет довольно ярко выраженный цикл подъемов и спадов», — заключает Бюргер. – Мы только что пережили худший кризис в истории отрасли, и его последствия могут привести к самому большому буму, который когда-либо испытывала индустрия обучения пилотов», — добавил он.

Андрей Бочкарев