О чем следует помнить при аренде самолета

Эта статья адресуется владельцам самолетов/вертолетов/планеров и всех других воздушных судов, которые сдают их в аренду другим субъектам. Он касается как краткосрочной, так и долгосрочной аренды для личных целей или ведения хозяйственной деятельности. Статья рассказывает о том, на что следует обратить первоочередное внимание перед тем как вручить кому-либо свое воздушное судно. Главный пункт — в самом начале:

Аренда самолета – о чем следует помнить


I. Договор
Может показаться слишком очевидным, но именно договор в письменной форме должен быть всегда подписан между Вами и лицом/компанией, которая берет у вас самолет в аренду (это касается и других летательных аппаратов). Именно договор является документом, на который можно результативно сослаться при возникновении разногласий. Разумеется, что устный договор тоже действителен, но выявление его содержания судом будет более трудоемким и потребует больше времени. Поэтому стоит посвятить пару часов на подготовку правильного и защищающего Ваши интересы договора и подать его каждому клиенту на подпись.
Договор об аренде воздушного судна может иметь различные формы – от расширенной, включающей в себя все, что мы хотим урегулировать, либо краткая и лаконичная, а подробности перечислены в дополнительном протоколе/приложении. С правовой точки зрения не важно какую форму мы выберем, важно, только содержание документа.
Договор может потребоваться при предъявлении своих требований частным порядком (мировое соглашение), либо в судебном, кроме того он упорядочивает взаимные отношения между арендатором и арендодателем.

Что должен содержать договор?

• Объект договора

Объектом договора не может быть «самолет». Объектом является «аренда самолета». К сожалению большинство договоров составляется плохо и их предметом являются конкретные вещи. Это ошибка, а правильное описание объекта договора — основа того, чтобы он считался действительным.

• Состояние воздушного судна

Очевидным является факт, что в договоре мы указываем тип, бортовой номер, год выпуска и т.п. данные самолета. Но требуется также помнить, чтобы описать возможные повреждения (которые позволяют безопасные полеты). Должно быть указано и оборудование самолета (например, радиостанция, навигационные устройства), а также то, что может быть легко изъято из самолета.
В хорошо составленном договоре должно быть четко прописано, где базируется самолет, каким топливом и маслом заправляется. Вроде бы очевидные вещи, но, если люди иногда заливают керосин вместо бензина, то все возможно.

• Требования к пользователю

Важнейшая часть договора, здесь должны быть указаны требования, относящиеся к пилоту, например, тип лицензии, допуски, летное время. Кроме того, хороший договор описывает условия содержания самолета – место стоянки, метод привязки, размещения в ангаре.
Максимально точное описание обязательств арендатора позволит потребовать от него компенсации, если он что-то сделает вопреки достигнутому соглашению. Если упустить данную часть договора, то можно гарантировано получить проблемы при взыскании ущерба у упертого арендатора на возможный ремонт воздушного судна.
В этой части договора должны находиться также основы эксплуатации в полете – например, на каких ВВП он может выполнять операции взлет-посадка, допуск на инструментальные полеты, высота, разрешенная зона и т.д. Разумеется, все это описано в авиационных правилах, но следует помнить что аренда является гражданско-правовым отношением и суд в первую очередь будет рассматривать именно договор. Кроме того, судьи – тоже люди и имеют права не знать всех правил выполнения полетов и авиационных предписаний.

• Прозрачная стоимость

Стоимость аренды должна быть легко понятна. Это облегчит как Вашу работу, так и работу клиента, которому не придется опасаться скрытых оплат. Стоимость аренды может быть указана как в договоре, так и находиться в его приложении. Если она указана в приложении, то в договоре должно быть указано, что «приложение является неотъемлемой частью договора» и его копия должна быть передана клиенту.

• Безопасность оплат и неустойки

Безопасность оплат и неустойки – два разных вопроса. Нельзя обеспечить безопасность неустойкой. Неустойка является по своей природе защитой неденежных требований, т.е. нельзя защитить выплату вознаграждения. Неустойкой можно защитить повреждение самолета, устранение повреждений, доведение до рабочего состояния.
Защита оплаты обеспечивается при помощи депозита. У него две главные цели. Первая – вопрос чистого получения вознаграждения за аренду. Вторая – покрытие возможных затрат на перебазирование, если самолет оставлен в другом месте, нежели указано в договоре, либо покрытие аэропортовых расходов. Следует помнить, что при неуплате последних, руководство аэропорта имеет право удержать самолет. В этой ситуации именно владелец будет заинтересован в его возвращении и выплате аэропортовых сборов.

II. Страхование самолёта

Каждое воздушное судно имеет полис с указанием условий эксплуатации. Если мы его передаем третьим лицам, то пункт «аренда», должен быть в полисе. Это убережет от возможных уклонений страховой компании от выплаты за повреждения, причиненные другим пилотом, а не владельцем воздушного судна.

III. Ведение хозяйственной деятельности

Платная  сдача в аренду воздушного судна приносит прибыль. По законам большинства стран, если Вы сдаете самолет в аренду от случая к случаю, это считается чатный наймом. В этом случае не требуется регистрировать предприятие. Однако, если  это становится источником постоянного дохода, то необходимо позаботиться о  регистрации, в качестве  юридического лица, ведущего хозяйственную деятельность со всеми вытекающими оплатами налогов, социальных и пенсионных взносов.  Кроме того, при сдаче в аренду воздушного судна с пилотом, может потребоваться лицензия на оусуществление пассажиро- (грузо-) перевозок.  В любом случае, законы различаются от страны к стране и необходима консультация с опытным юристом. Если Ваше воздушное судно зарегистрировано во Франции, то по всем юридическим вопросам можно получить квалифицированную консультацию в компании Cofrance.