Авиация восстанавливается  медленно. Новые прогнозы Eurcontrol менее оптимистичны

К докризисным масштабам авиаперевозок отрасль вернется  не раньше 2025 года, несмотря на огромные надежды, которые отрасль возлагала на предстоящий летний сезон. К сожалению, пандемия коронавируса никуда не делась, и многие страны по-прежнему сохраняют далеко идущие ограничения. Отсутствие единой политики по восстановлению туристического потока и ограничение дальнемагистральных рейсов заставили Eurcontrol пересмотреть свои прогнозы.Европейская организация по безопасности аэронавигации (Eurcontrol) представила свой первый прогноз выхода из кризиса в ноябре прошлого года. Затем организация приняла три сценария, наиболее оптимистичный из которых предполагал, что вакцина COVID-19 появится до отпускного сезона 2021 года и позволит смягчить ограничения на передвижение и относительно нормальное функционирование туристического сектора. Вакцина появилась, но не все прошло так гладко, как ожидалось несколько месяцев назад.

Ситуация сложная

Коронавирус продолжает оказывать негативное влияние на работу воздушного транспорта. К счастью, удалось избежать ситуации, подобной  апрелю или маю прошлого года, когда воздушное движение, кроме репатриации и грузовых рейсов, почти полностью прекратилось, но до нормализации еще очень далеко.

Прогноз пассажиропотока в Европе на май 2021 года
Прогноз пассажиропотока в Европе на май 2021 года

“Положение европейской авиации остается очень тяжелым. Приближается лето, и большинство ограничений остается в силе, несмотря на значительные успехи в вакцинации. Таким образом, хотя мы ожидаем увеличения объемов перевозок летом, наиболее вероятным среднесрочным сценарием является скоординированное снятие межрегиональных ограничений в первом квартале 2021 года, что облегчит путешествия по самым протяженным маршрутам. Скорее всего, в 2021 году у нас будет около половины трафика 2019 года, или около 5,5 миллиона рейсов. К концу следующего года трафик вернется только к 72 процентам уровня, имевшего место  до пандемии. Мы не выйдем на уровень 2019 года до 2025 года”, — говорит Имонн Бреннан, генеральный директор Eurocontrol.

Восстановление через год

В только что опубликованном прогнозе первый сценарий предполагает, что   в этом году в Европе будет эффективно проведена до начала отпусков не только вакцинация населения, но  будут ослаблены и ограничения. В последнем случае ослабления  коснулись бы не только сам регион, но и позволили бы начать некоторые дальние полеты. Однако этот сценарий следует рассматривать как слишком оптимистичный и, к сожалению, маловероятный.

В настоящее время в оптимистическом сценарии предполагается, что в 2021 году будет достигнут уровень 56 про.  от количества рейсов с 2019 года, а в 2022 году – 84 проц. Именно здесь произошли самые большие изменения прогноза – в предыдущем оптимистическом сценарии предполагалось, что уже в 2021 году он составит 73 проц.  от уровня до пандемии, а в 2022 году – 89 проц.  от тогдашнего трафика.

Второй сценарий предполагает завершение  кампании  вакцинации, унификацию правил и процедур передвижения к первому кварталу 2022 года, что позволит в большей степени вернуть дальнемагистральные рейсы. В этом случае, согласно прогнозу, мы можем рассчитывать на 95 проц.  трафика с 2019 года по 2024 год и превышение допандемических значений в следующем году. В этом варианте предыдущий прогноз был немного более консервативным, предполагая 92 проц.  допандемического трафика в 2024 году.

В самом пессимистическом сценарии прогноз предполагает, что уровень воздушного движения в 2024 году составит всего 74 проц.  от 2019 года. В этом случае предполагается, что ограничения будут сохраняться в течение более длительного времени,  а малый  масштаб вакцинации на глобальном уровне или появление новых вирусных мутаций не позволят пассажирам совершить поездку или воспрепятствуют этому.
Стоит помнить, что прогноз Eurcontrol охватывает территорию деятельности этого учреждения, а термин Европа в данном случае охватывает 44 страны, связанные с Европейской конференцией гражданской авиации (ECAC), то есть  проще говоря, без России и Беларуси, но с Израилем, Турцией и странами Кавказа. Подробная информация о сценарии доступна на сайте Eurcontrol.

Ключевое международное сотрудничество и вакцинация

“Темпы восстановления авиации будут определяться достижениями в области вакцинации и принятием государствами согласованных мер для поддержки авиационного сектора и обеспечения безопасности пассажиров, необходимых для поощрения возвращения к полетам”, — отмечает Бреннан.

Он добавляет, что необходимо ввести единый документ, подтверждающий, что пассажир может  беспрепятственно путешествовать. Однако введение паспорта COVID-19 или другого документа, подтверждающего отсутствие заболевания, полную вакцинацию или прохождение соответствующих анализов, сталкивается с серьезными трудностями как политического, так и социального характера. Совместное решение все еще разрабатывается, в том числе Европейским Союзом  – его форма, сроки и способ, каким  это будет реализовано, будет иметь решающее значение для летнего авиасообщения.

Андрей Бочкарев

Деловая авиация AVIAV TM