Авиация времен Второй мировой войны: аргентинский бомбардировщик FMA Ae.M.B.1

Из-за отсутствия активного участия Аргентины в боевых действиях во время Второй мировой войны история вооруженных сил этой страны малоизвестна. Однако это не означает, что в Аргентине не было местных конструкций, в том числе военных самолетов. Разработанный в 1935 году, бомбардировщик FMA Ae.M.B.1 был первой машиной такого типа, разработанной в этой стране.

FMA Ae.M.B.1

FMA Ae.M.B.1

В начале 30-х годов главными бомбардировщиками аргентинских ВВС были французские Breguets 19. Однако эти машины были полностью устаревшими и нуждались в замене на более современные конструкции. В 1932 году на заводе Fabrica Argentina de Aviones началась работа над преемником французских машин.

Работа шла медлено, в основном из-за отсутствия соответствующих материалов и небольшого опыта аргентинских инженеров в проектировании самолетов. Наконец, 9 января 1935 года был завершен прототип бомбардировщика. У воздушного судна была смешанная стальная и деревянная конструкцию, а фюзеляж был покрыт дюралюминием и холстом. Бомбардировщик представлял собой моноплан с фиксированным шасси. На прототипе был установлен двигатель Wright R-1820-F3 мощностью 715 л.с., замененный на серийных машинах его версией E1 мощностью 690 л.с.

Завод по производству FMA Ae.M.B.1

Завод по производству FMA Ae.M.B.1

Максимальная скорость составила 285 км/ч, крейсерская – 240 км/ч. Вооружение состояло из двух пулеметов на аппарели сзади, а вес бомбовой нагрузки составлял 400 кг. После серии испытаний было установлено, что машина соответствует ожиданиям и после исправлений может быть введена в эксплуатацию под обозначением FMA Ae.M.B.1. Серийный самолет отличался от прототипа мелкими конструктивными деталями.

На серийных моделях использовался новый двигатель, установлен ​​капот двигателя, а верхний пост стрелка закрыт куполом, были установлены два пулемета 7,65 мм. Кроме того, в фюзеляже был установлен ​​нижний пост стрелка, в котором в 1936 году был установлен тяжелый 11,35-мм пулемет. Структура фюзеляжа также была изменена, и кабина была накрыта. Экипаж состоял из 3 человек, но фюзеляж был достаточно просторен, чтобы брать на борт дополнительных военнослужащих.

Всего было выпущено 16 машин – 15 серийных плюс прототип, который был приведен к тому же стандарту, что и серийные машины. Во время операции FMA, Ae.M.B.1 получил прозвище Bambi и положительное мнение экипажей, однако, стали обнаруживаться многочисленные незначительные структурные дефекты. Самым большим из них – что привело ко многим авариям, было слишком слабое шасси. Другим недостатком была слишком большая высота верхней крышки башни, что сказывалось на устойчивости машины в полете.

5 февраля 1938 года аргентинские власти решили обновить свои бомбардировщики до стандарта FMA Ae.M.B.2. В ходе работы была убрана верхняя башня стрелка, усилена конструкция и переработаны элементы фюзеляжа. Через два года все имеющиеся в наличии самолеты были модернизированы.

FMA Bombers Ae.M.B.2 продолжали активную службу до 1940 года, когда их начали заменять, среди прочего бомбардировщики B-10 и Northrop A-17. С наплывом новых машин FMA Ae.M.B.2 начал постепенно отходить и направляться на выполнение других задач, в том числе обучение. а также перевозку людей и грузов, поскольку их фюзеляж был чрезвычайно просторен. После войны в 1946 году три экземпляра были переоборудованы в сельскохозяйственные машины, приспособленные для опрыскивания полей. В этой роли бывшие бомбардировщики использовались для борьбы с саранчой, поразившей страну. Наконец, в 1948 году были списаны последние единицы FMA Ae.M.B.2, что положило конец их истории.

Андрей Бочкарев