Авиация времен Второй мировой войны: бомбардировщик B-17E Flying Fortress по прозвищу “Болотный призрак”

23 февраля 1942 года бомбардировщик B-17E Flying Fortress потерпел крушение в одном из самых отдаленных и диких мест на Земле – в  непроходимых болотах в самом сердце Папуа-Новой Гвинеи.
Самолетом управлял молодой капитан Фред Итон, который выполнял долгую и опасную миссию из Австралии против японской крепости Рабаул в Новой Британии. Это была первая бомбардировочная экспедиция ВВС США во время Второй мировой войны.

B-17E  Swamp Ghost 
B-17E Swamp Ghost

Экипаж пережил аварию и после шести недель блуждания по тропическим болотам вернулся в строй. А вот их самолет  B-17E оставался лежать в непроходимых джунглях, пока в 1972 году его не нашел экипаж австралийского военного самолета.

В середине 1980-х годов ветеран Второй мировой войны, пионер в реконструкции старых самолетов и коллекционер исторических образцов Дэвид Талличет, предпринял усилия по доставке B-17E в США и началу его ремонта. Эта мечта осуществилась в 2010 году благодаря совместным усилиям его семьи и энтузиаста авиации Альфреда Хагена.

Получивший прозвище Swamp Ghost  (“болотный призрак”), B-17E стал иконой военной авиации. Благодаря своему первозданному состоянию, романтическому расположению и сложностям по его извлечению, он стал известен среди авиационных историков как Святой Грааль авиации.

По совпадению, этот B-17E был приписан к эскадрилье Kangaroo, которая совершила перелет из Сан-Франциско в Перл-Харбор из Сан-Франциско 7 декабря 1941 года. Этот факт способствовал элементу внезапности налета, поскольку радарные войска на острове Оаху ошибочно приняли  бомбардировщики B-17  за японские самолеты. Swamp Ghost  в то время не входил в состав эскадрильи, но был включен в эскадрилью вскоре после атаки.

Перевозка самолета в порт Лонг-Бич стала его последней миссией за 68 лет. Еще до того, как самолет был доставлен в США, Swamp Ghost считался наиболее хорошо сохранившимся B-17E в мире. В мире найдено всего четыре модели этого бомбардировщика. Конкретный образец подлежит реставрации или выставлен в музее как символ американского авиационного наследия.

Стоимость обслуживания и восстановления  самолета оценивается в 5 миллионов долларов. Тихоокеанский музей авиации на острове Форд, Гавайи, продолжает собирать необходимые ресурсы.

Андрей Бочкарев

Деловая авиация AVIAV TM