Авиация времен Второй мировой войны: финский истребитель VL Pyörremyrsky

Во время Второй мировой войны финские военно-воздушные силы использовали большое количество различных типов и типов машин от многих поставщиков. Такое разнообразие создавало большие проблемы с обслуживанием и логистикой, и поэтому в 1942 году финны решили построить свой собственный современный истребитель. Машину назвали VL Pyörremyrsky, но до конца войны она  так и не летала.

VL Pyörremyrsky
VL Pyörremyrsky

Основными истребителями финских ВВС в начале войны были устаревшие бипланы Bristol Bulldog и Gloster Gladiator и чуть более современные Fokkers D.XXI. Хотя последние неплохо проявили себя во время Зимней войны с СССР, становилось понятным, что  их польза в битве против новейших советских машин будет невелика.

В преддверии продолжения  войны 1941 года финны начали искать новые машины везде, где только могли. Результатом этого поиска стало приобретение нескольких различных типов машин буквально со всего мира. За это время военно-воздушные силы были оснащены, в т.ч.британским Hawker Hurricane, французским Morane-Saulnier M.S.406, итальянским Fiat G.50 и американским Brewster B239. Дополнительно немцы предоставили финнам трофейные истребители Curtiss Hawk 75, а после вторжения в СССР еще и трофейные советские машины.

VL Pyörremyrsky
VL Pyörremyrsky

Однако у этих самолетов был один общей недостаток – истребители были частично или полностью устаревшими. Положение улучшили только поставки немецких Bf 109, но в 1942 году финны поняли, что могут возникнуть проблемы с поставкой новых машин. Таким образом, единственным выходом было создание собственных истребителей.

26 ноября 1942 года командование ВВС Финляндии разместило заказ у Valtion Lentokonetehdas на два прототипа нового отечественного истребителя. Согласно предположениям, самолет должен был иметь деревянную конструкцию, усиленную металлическими элементами в целях экономии стратегических ресурсов. Весь проект также предполагал использование решений от других самолетов, уже эксплуатируемых финнами. VL Pyörremyrsky

После уточнения требований в начале 1943 года под руководством инженера Торсти Р. Верккола начались работы над самолетом, получившим обозначение VL Pyörremyrsky (“ураган”). К сожалению, финская промышленность не располагала достаточными производственными мощностями, чтобы в короткие сроки спроектировать совершенно новый самолет. Работы затянулись, и после подписания в 1944 году перемирия между Финляндией и СССР их выпуск был поставлен под сомнение. Конец боевых действий означал, что необходимость в новых самолетах отпала, но в конечном итоге работы продолжились, ограничив количество прототипов одним.

VL Pyörremyrsky
VL Pyörremyrsky

Завершающие работы над VL Pyörremyrsky завершились в ноябре 1945 года. На первый взгляд машина напоминала немецкий Messerschmitt Bf 109, поскольку у нее был тот же двигатель – 12-цилиндровый Daimler-Benz DB 605AC мощностью 1475 л.с., фюзеляж был деревянным и усилен металлическим каркасом, а большая часть обшивки была сделана из фанеры.  По сравнению с Bf 109, колеса шасси   также были увеличены, чтобы облегчить управление с травянистых или заснеженных взлетно-посадочных полос.

Истребитель имел длину 9,1 м при размахе крыла 10,3 м, а максимальная взлетная масса составляла 3310 кг. В ходе испытаний прототип развил максимальную скорость 620 км/ч. По планам Pyörremyrsky должен был получить вооружение, состоящее из 20-мм пушки в развале двигателя и двух 12,7-мм пулеметов в крыльях, но вооружение так и не было установлено.  VL Pyörremyrsky  в музее ТиккакоскиVL Pyörremyrsky в музее Тиккакоски

Полет прототипа состоялся 21 ноября 1945 года.  За штурвалом находился Эско Халме. Поначалу полет прошел неплохо, но в какой-то момент от двигателя отвалился косок глушителя и  в кабину  начали поступать выхлопные газы. Всего через 25 минут полета машина  с трудом приземлилась. После ремонта истребитель совершил еще 31 полет, проведя в воздухе в общей сложности 27 часов. Последний полет состоялся 22 июля 1947 года и длился 20 минут.

Хотя VL Pyörremyrsky показал неплохие результаты, финны поняли, что по окончании войны им не понадобится новый истребитель, и Bf 109 ВВС могут служить еще несколько лет. Работы над конструкцией были отменены, а опытный образец истребителя был помещен в музей в Тиккакоски.

 Андрей Бочкарев

Деловая авиация AVIAV TM