fbpx

Aвиация времен второй мировой войны: Heinkel He 111 (CASA 2.111) – германско-испанский бомбардировщик

Самолет CASA 2.111

В 1945 году ВВС Испании приняли на вооружение бомбардировщики, изготовленные по немецкой лицензии Heinkel He 111. Самолеты получили обозначение CASA 2.111, и, хотя были заимствованы из разработок середины Второй мировой войны, они оставались на вооружении до 1975 года.

Самолет CASA 2.111
Германско-испанский бомбардировщик CASA 2.111

В 1937 году ВВС Испании приобрели несколько немецких бомбардировщиков Heinkel He 111B. Самолет был по тем временам очень современным и получил положительные отзывы экипажей, но их было слишком мало, чтобы держать в строю несколько эскадрилий бомбардировщиков. Поэтому после окончания гражданской войны в Испании новые власти начали переговоры с немецкими заводами Heinkel о покупке лицензии на производство самолетов He 111 и двигателей Jumo 211.

Контракт был подписан в 1941 году, но только через три года вся документация и первые сотрудники завода CASA, прошедшие обучение в Германии, были доставлены в Испанию. Согласно контракту, завод Heinkel должен был поставить некоторые комплектующие для производства нескольких машин и большинства двигателей для 200 заказанных бомбардировщиков. Представленная документация касалась машин He 111H-16 версии конца 1942 года.

Налеты авиации союзников и необходимость восполнения потерь означали, что к концу 1944 года было поставлено всего около 20 двигателей и некоторое оборудование. Это позволило собрать первые 10 укомплектованных бомбардировщиков, обозначенных в Испании как CASA 2.111A. Полет прототипа состоялся 23 мая 1945 года, после капитуляции Германии. В то время на заводах CASA было несколько сотен почти готовых планеров, но без двигателей. Попытки установить в них испанские двигатели Hispano-Suiza 12-Z89 положительных результатов не принесли. Испанские власти повсюду начали искать силовые агрегаты для своих бомбардировщиков. Небольшая партия двигателей была получена из Польши (через Швецию), но большая часть, около 260 двигателей, была закуплена во Франции в 1949 году.

В конечном итоге было собрано 117 бомбардировщиков (по официальным данным, было построено 236 планеров, но из-за проблем с двигателями в строю осталась лишь часть машин). Самолеты были точными копиями немецкого He-111H-16, отличаясь только стрелковым вооружением. К сожалению, приобретенные двигатели были в плохом состоянии, так как хранились долгое время не законсервированными должным образом. Отказы двигателей и отсутствие запасных частей привели к тому, что эксплуатация значительной части бомбардировщиков была скоро приостановлена. В апреле 1956 года испанцы купили около 173 британских двигателей Rolls-Royce Merlin 500-29 мощностью 1577 л.с. каждый. Будучи намного лучше, чем старые немецкие двигатели, они позволили вернуть в строй несколько десятков машин (CASA 2.111B).

Однако новые двигатели не смогли изменить одного принципиального факта – в 1950-х годах CASA 2.111 полностью устарел. Испанцы пытались продать некоторые машины Ираку, но безуспешно (иракские власти не хотели вкладывать средства в покупку машин, которые по своей конструкции напоминали воздушные суда 1930-х годов). Война за Ифни в Марокко (1957–1958) спасла самолеты от списания. Испанские войска, дислоцированные в этом районе, использовали несколько десятков бомбардировщиков 2.111 как бомбардировщики, так и машины непосредственной поддержки и разведки (2.111C). Несколько экземпляров были переоборудованы в транспортные самолеты (CASA 2.111E), а один из самолетов-разведчиков (CASA 2.111D) использовался генералом Франсиско Франко.

Однако в 60-е годы бомбардировщики начали систематически выводить из эксплуатации. Изъятые самолеты часто попадали на склады, в музеи и … на съемочные площадки. Испанские бомбардировщики снялись в двух фильмах – “Битва за Британию” 1969 года (в фильме также участвовали испанские истребители HA-1112, являющиеся лицензионной копией Messerschmitt BF 109G-2) и “Паттон” 1970 года. В обеих постановках на самолетах играл немецкий He 111, на который они были очень похожи, отличаясь только формой двигателей.

Наконец, в 1975 году последний CASA 2.111 был снят с эксплуатации. До наших дней сохранилось около 14 машин, часть из которых находится на хранении. В 2003 году единственный летающий экземпляр попал в аварию.

Тактико-технические данные:

Произведено – 236 единиц;
Экипаж – 5 человек;
Длина – 16,4 м.;
Размах крыла – 22,5 м.;
Высота – 3,9 м.;
Максимальная взлетная масса – 14000 кг.;
Силовая установка – 2 рядных 12-цилиндровых двигателей Rolls-Royce Merlin 500-29 мощностью 1577 л.с.
Максимальная скорость – 440 км/ч;
Дальность – 1950 км;
Вооружение (целевое) 1 20-мм пушка спереди, 1 13-мм пулемет MG-131, 2 7,92-мм пулемета MG-81, бомбы до 3000 кг (например, 32x 50 кг или 8×250 кг), 16 × 50 кг + 1 × 1000 кг, 1 × 2000 кг + 1 × 1000 кг).

Андрей Бочкарев

Деловая авиация AVIAV TM