Авиация времен Второй мировой войны: Пе-8 (ТБ-7) – советская летающая крепость

Советский стратегический бомбардировщик Пе-8 (ТБ-7) был крупнейшим советским стратегическим бомбардировщиком Второй мировой войны. Этот самолет был эквивалентом американских бомбардировщиков B-17 Flying Fortress, но из-за малого количества произведенных экземпляров  Пе-8 не играл значительной роли в боевых действиях.

Советский стратегический бомбардировщик Пе-8 (ТБ-7)
Советский стратегический бомбардировщик Пе-8 (ТБ-7)

Генезис  

История Пе-8 (первоначально обозначавшегося как ТБ-7) восходит к концу 1933 года, когда командование ВВС СССР начало формулировать тактико-технические требования к новому стратегическому бомбардировщику. Новая машина должна была заменить полностью устаревшие бомбардировщики ТБ-3. Хотя эти машины поступили на вооружение в 1931 году, технически они больше походили на бомбардировщики начала 1920-х годов.

ТБ-3
ТБ-3

26 июля 1934 года руководство СССР сделало официальное указание  отрасли. Работой над новым бомбардировщиком должно было руководить ОКБ Туполева, отвечавшее за более ранние конструкции бомбардировщиков, использовавшихся в СССР. Главными дизайнерами были Андрей Туполев, Борис Кондорский и Владимир Петляков.

Согласно директивам, новая машина должна была развивать скорость 280-300 км/ч, иметь потолок 8000 м и дальность полета 4000 км при загрузке 4000 кг бомб. В конце 1934 года требования были изменены: максимальная скорость была увеличена до 600 км/ч, потолок – до 15 000 м, а дальность полета была уменьшена до 2 000 км с загрузкой 5 000 кг бомб.

Изменение требований привело к тому, что конструкторам пришлось начинать работу с нуля, поскольку исходные требования могли быть выполнены просто путем модернизации ТБ-3. В январе 1935 года требования были снова изменены, на этот раз ограничивая максимальную скорость до 330-350 км/ч, потолок до 4000 м и дальность полета до 4600 км с загрузкой 2000 кг бомб. Новые требования были гораздо более реалистичными, и поэтому конструкторская группа, полностью находившаяся под опекой Владимира Петлякова, приступила к работе над  окончательным вариантом бомбардировщика.

Работа над прототипом была завершена 9 ноября 1936 года, в результате ее был создан четырехмоторный стратегический бомбардировщик с размерами, аналогичными более старому ТБ-3. Самолет имел размах крыла 39 метров, весил более 18 тонн, взлетный вес составлял 27 тонн. Первоначально привод состоял из 4-х двигателей АМ-35 мощностью 1340 л.с. Вооружение состояло из двух  20-мм пушек, 2 12,7-мм пулеметов и двух 7,62-мм пулеметов. Изначально ТБ-7 мог нести 4 тонны бомб, но во время Второй мировой войны после модернизации двигателей грузоподъемность увеличилась до 5 тонн. Экипаж состоял из 11 человек.

Советский стратегический бомбардировщик Пе-8
Советский стратегический бомбардировщик Пе-8

Испытания бомбардировщика начались в конце декабря 1936 года, а первый полет состоялся 27 декабря. Машина летала неплохо, но требовалось множество мелких доработок. Испытания прототипа продолжались до 20 марта 1937 года. Затем прототип был доработан и отправлен на госиспытания, которые проходили с 11 августа по 28 октября.

Их результаты не совсем удовлетворили командование, поэтому машину отправили на повторные испытания на заводе, после которых  необходимо было устранить все дефекты, в основном связанные с двигателями и их надежностью. В апреле 1938 года к испытаниям присоединился второй опытный образец, немного отличающийся по конструкции. В конечном итоге испытания и доработки не были завершены до конца 1938 года. Были изменены двигатели и внесены многочисленные незначительные изменения в конструкцию бомбардировщиков.

В начале 1939 года началось серийное производство нового бомбардировщика, которое продолжалось до конца года. Из-за отсутствия двигателей было построено всего 12 машин. В то же время Верховное Главнокомандование ВВС СССР потеряло интерес к проекту, посчитав его слишком затратным и бесполезным. Несмотря на остановку производства, завод № 124 в Казани, где производились бомбардировщики, сохранил возможность возобновления серийного производства.

До июня 1941 года, когда началась война между Германией и  СССР, ТБ-7 находились в районе Киева, где экипажи набирались опыта обслуживания новых бомбардировщиков. Первые боевые действия самолеты провели только в ночь с 10 на 11 августа.

Пост хвостового стрелка бомбардировщика  Пе-8
Пост хвостового стрелка бомбардировщика Пе-8

Согласно планам командования, 10  единиц ТБ-7 и 16 меньших бомбардировщиков Ер-2 должны были бомбить Берлин в ответ на немецкие бомбардировки Москвы. К сожалению, из-за технических проблем взлететь смогли только семь ТБ-7 и  три Ер-2. Всего  четыре ТБ-7 и два Ер-2 достигли цели, но вернулись на базу только один ТБ-7 и один Ер-2. Большие потери были вызваны ошибками командования и обстрелом зенитной артиллерии, в том числе советской, ошибочно стрелявшей по собственным самолетам.

Изменившаяся обстановка на фронте означала, что по решению самого Иосифа Сталина было возобновлено производство ТБ-7, получившего новое обозначение Пе-8. Смена названия была продиктована общей реорганизацией наименования самолетов в советской авиации. Всего к 1944 году было выпущено 93 бомбардировщика этой модели, отличавшихся от первой серии двигателями – использовались двигатели М-40 или АЦЗ-30Б мощностью 1500 л.с. и мелкими деталями конструкции. Машины использовались для атак на так называемые “Особые цели”. Одним из таких рейдов стала бомбардировка Гданьска 7 ноября 1941 года. Еее провел… один бомбардировщик.

В конце войны количество боеспособных Пе-8  осталось невелико. Машины постепенно снимали с конвейера, заменяя их более мелкими бомбардировщиками. После окончания войны несколько Пе-8 были переоборудованы в VIP-самолеты или в испытательные машины для проведения экспериментов. Пе-8 был выведен из воинских частей в 1946 году, из гражданских в 1954 году.

Упущенный шанс

Пе-8 Петлякова  был типичным стратегическим бомбардировщиком, по конструкции напоминавшим американский B-17 или британский Avro Lancaster. Советское руководство, однако, понятия не имело, как использовать этот тип бомбардировщиков, поэтому производство было ограниченным, а боевое применение было совершенно катастрофическим.

Тем не менее Пе-8 стал хорошим источником знаний для советских конструкторов, которые после войны разработали серию очень успешных стратегических бомбардировщиков, в том числе Ту-95. Непосредственным преемником Пе-8 стал Туполев Ту-4, который был копией американского бомбардировщика B-29 Superfortress.

Андрей Бочкарев

 

Деловая авиация AVIAV TM