fbpx

Авиация времен второй мировой войны: шведский истребитель FFVS J 22

Шведский истребитель FFVS J 22

Во время Второй мировой войны нейтральная Швеция оказалась в тяжелом положении. В окружении потенциальных врагов она не могла рассчитывать на помощь в случае вторжения.

Шведский истребитель FFVS J 22
Шведский истребитель FFVS J 22

Поэтому сами шведы должны были содержать наиболее эффективные вооруженные силы, особенно авиацию, на основе собственной оружейной промышленности. Результатом стало создание множества интересных и малосерийных самолетов, одним из которых является FFVS J 22.

Появление

Уже в конце 1930-х годов шведы знали, что им необходимо вложить значительные средства в развитие военно-воздушных сил. В рамках довоенных планов было принято решение о закупке американских самолетов Seversky P-35 и P-66 Vanguard, но после оккупации Норвегии Германией реализация контракта оказалась невозможной, а США ограничили поставки техники в страны, не являвшиеся их союзниками.

В этой ситуации шведам пришлось искать другой источник современной авиации. Рассматривалась покупка финских машин (работа над ними началась только в 1941 году), и даже японские и…советские машины. В обоих случаях мешали логистические вопросы, а в последнем еще и низкое качество и неоправданная сложность конструкции. Временным решением стало приобретение партии истребителей Fiat CR.42 Falco и Reggiane Re.2000 из Италии, но эти самолеты не оправдали ожиданий ВВС.

В такой ситуации единственным выходом было спроектировать собственный самолет с нуля. Завод Saab был делегирован для работы над бомбардировщиками, а новые заводы Kungliga Flygförvaltningens Flygverkstad и Stockholm (FFVS) – для создания истребителей.

По предположениям, новый истребитель должен был быть низкопланом с металлической конструкцией, обшитой фанерой. С самого начала планировалось установить убирающееся шасси, закрытую кабину и двигатель Pratt & Whitney R-1830 Twin Wasp в качестве силовой установки (у шведов такой двигатель раньше был получен из США, но не было лицензии на его производство).

Опытный образец истребителя впервые поднялся в воздух 20 сентября 1942 года. После серии испытаний самолет был запущен в серийное производство, которое продолжалось до апреля 1946 года. Всего было построено 198 машин в двух серийных вариантах – J 22-1 / J 22A и J-22-2 / J 22B, с различным вооружением.

FFVS J 22 имел длину 7,8 м, размах крыла 10 м и максимальную взлетную массу около 2760 кг. Силовой установкой был четырнадцатицилиндровый двигатель SFA STWC3-G, являвшийся нелицензионной копией американского двигателя Pratt & Whitney R-1830-SC3-G Twin Wasp мощностью 1050 л.с. (шведы заплатили за лицензию символический доллар после войны). Он обеспечивал максимальную скорость 575 км/ч, крейсерскую скорость 500 км/ч и дальность полета 1270 км. Вооружение различалось между версиями A и B. Первый имел два 8-мм и два 13,2-мм пулемета, а второй уже получил четыре 13,2-мм пулемета.

Пилоты оценили новые истребители положительно, в основном за хорошие характеристики в воздухе и маневренность. Единственное замечание было сделано по обзору из кабины. Однако эти истребители были переходным решением и были быстро заменены после войны первыми истребителями P-51 Mustang, приобретенными в США, а затем и реактивными самолетами.

До наших дней дошли три J22, один из которых находится в рабочем состоянии, но не пригоден для полетов, а другой подлежит восстановлению до полного рабочего состояния. Кроме того, на складах есть две незавершенные машины, которые в конечном итоге будут использованы для создания одной полностью исправной летающей копии.

Андрей Бочкарев

Деловая авиация AVIAV TM