fbpx

Первый дальнемагистральный Handley Page H.P.42E – предшественник  Airbus A380

G-AAUD Hanno

В конце 1920-х годов британская авиакомпания Imperial Airways разместила заказ у Handley Page на 8 крупномасштабных дальнемагистральных пассажирских авиалайнеров Handley Page H.P.42. Самолеты использовались до 1940 года, но в итоге все, кроме одного, были уничтожены.

G-AAUD Hanno
H.P.42E G-AAUD Hanno

Британская авиакомпания Imperial Airways была основана 31 марта 1924 года. Ee основной задачей было обеспечение дальнемагистральных сообщений между Великобританией и важнейшими европейскими столицами и, прежде всего, обслуживание дальних маршрутов между британскими колониями и доминионами.

Из-за протяженности маршрутов перевозчику требовались соответствующие пассажирские самолеты с большой дальностью полета и полезной нагрузкой, а также способные работать из аэропортов, покрытых травой. Кроме того, авиакомпания хотела, чтобы новые самолеты имели самую низкую посадочную скорость и, следовательно, большую подъемную силу крыла.
В ответ на запрос Handley Page построил восемь мощных четырехмоторных авиалайнеров-бипланов смешанной конструкции (металлическая конструкция частично покрыта брезентом). Самолеты получили обозначения H.P.42.E и H.P.42W (также называемые H.P.45). Машины отличались огромными для своих лет размерами и даже величественным силуэтом, поэтому некоторые называли их летающими галеонами.

Handley Page H.P.42
Handley Page H.P.42

Согласно заказу были созданы две модификации, различающиеся используемыми двигателями и компоновкой салона. Вариант HP42E (east – восток) должен был обслуживать маршруты между Каиром и Азией, а HP42W (west-запад) должен был обслуживать европейские маршруты. Кроме того, кабина была полностью закрытой, что не было стандартом в начале 1930-х годов.

К сожалению, несмотря на роскошный интерьер, путешествие на H.P.42 не всегда было приятным. Огромные крылья, обеспечивающие большую подъемную силу, при полете в плохую погоду были подвержены турбулентности. Поэтому многие пассажиры жаловались на укачивание.

Полет прототипа состоялся 17 ноября 1930 года (по другим данным – 14 ноября). Все построенные самолеты получили собственные имена, начинающиеся с буквы H. Все самолеты были сняты с государственной службы в 1939 году и переданы ВВС Великобритании, которые использовали их до 1940 года. В итоге в авариях и катастрофах было потеряно 7 машин и одна демонтирована.

Характеристики H.P.42E/H.P.42W:

Экипаж – 4 человека;
Пассажиры  – 18-24/38;
Длина – 28 м;
Размах крыла – 39,6 м;
Высота –  8,2 м;
Максимальная взлетная масса – 12,7/13,3 тонны;
4 двигателя Bristol Jupiter XIF, обеспечивали мощность по 490 л.с., а 4 двигателя Bristol Jupiter XFB –   555 л.с.;
Максимальная скорость – 193 км/ч;
Крейсерская скорость – 161/169 км/ч
Дальность – 805/402 км.

Варианты

G-AAGX Hannibal – первый из построенных, совершил полет 14 или 17 ноября 1930 года. Во время полета из Кройдона в Париж 8 августа 1931 года машина была повреждена при посадке из-за отказа двигателя. После ремонта самолет был возвращен в строй и эксплуатировался до 1939 года, а затем передан в Королевские ВВС. Самолет погиб во время полета над Оманским заливом 1 марта 1940 года. Его обломки так и не были найдены.

G-AAUE Hadrian – первый полет состоялся 24 июня 1931 года. После передачи в ВВС самолет был поврежден во время шторма 8 декабря 1940 года в аэропорту Донкастер и не подлежал ремонту.

G-AAUD Hanno – первый полет состоялся 19 июля 1931 года. В процессе эксплуатации самолет был переоборудован под стандарт H.P.42W. После передачи в ВВС машина была повреждена во время шторма 19 марта 1940 года в аэропорту Уитчерч и не подлежала ремонту.

G-AAUC Horsa – первый полет состоялся 11 сентября 1931 года. Его использовали без происшествий до 1939 г., после чего передали ВВС Великобритании. Машина сгорела после вынужденной посадки возле Морсби Паркс, Уайтхейвен, Камберленд, 7 августа 1940 года.

G-AAXC Heracles – первый полет состоялся 8 августа 1931 года. После передачи RAF самолет был поврежден во время шторма 19 марта 1940 года в аэропорту Уитчерч и не подлежал ремонту.

G-AAXD Horatius – первый полет состоялся 6 ноября 1931 года. Во время полета из Парижа в Кройдон в машину ударила молния. При аварийной посадке самолет получил незначительные повреждения и после ремонта был возвращен в строй. В сентябре 1938 года машина получила повреждения при очередной аварийной посадке. После передачи в ВВС самолет разбился 7 ноября 1939 года, когда экипаж не смог найти аэропорт из-за плохой погоды.

G-AAXE Hengist – Первый полет состоялся 8 декабря 1931 года. В процессе эксплуатации самолет был переоборудован под стандарт H.P.42E. 31 мая 1937 года машина сгорела в пожаре ангара в аэропорту Карачи в Индии. Это был единственный самолет утерянный до начала Второй мировой войны.

G-AAXF Helena – первый полет состоялся 30 декабря 1931 года. В процессе эксплуатации самолет был переоборудован под стандарт H.P.42E. После передачи в RAF машина получила повреждения при посадке. Из-за повреждений и высокого износа, обнаруженных после аварии, в 1941 году было принято решение его списать.

Предшественник  Airbus A380

Когда H.P.42 поступил в эксплуатацию в 1931 году, он был одним из самых роскошных авиалайнеров Великобритании. На протяжении 1930-х годов эти самолеты безраздельно господствовали на дальних маршрутах, но к 1939 году они полностью устарели.
Самым большим недостатком была низкая скорость и высокие затраты на обслуживание. Тем не менее H.P.42 считается одним из самых важных пассажирских авиалайнеров в истории дальнемагистральной авиации.

Андрей Бочкарев

Деловая авиация AVIAV TM