Mitsubishi Ki-30

Aвиация времен второй мировой войны: японские легкие бомбардировщики Kawasaki Ki-32 и Mitsubishi Ki-30

Разработанный в 1937 году легкий бомбардировщик Kawasaki Ki-32 стал конкурентом Mitsubishi Ki-30. Хотя формально он проиграл соперничество и считался неполноценной конструкцией, его отправили в серийное производство, которое в итоге привело к тому, что Ki-32 было выпущено больше, чем Ki-30.

Mitsubishi Ki-30
Mitsubishi Ki-30

В 1936 году японская армия приступила к поискам замены для давно устаревших легких бомбардировщиков Kawasaki Ki-3. Заводы Mitsubishi и Kawasaki получили заказ на разработку подходящей машины. Оба завода разработали очень похожие самолеты по характеристикам, которые отличались только используемой силовой установкой. Первый прототип бомбардировщика Mitsubishi Ki-30 взлетел 28 февраля 1937 года. Прототип Kawasaki Ki-32 поднялся в воздух в марте 1937 года.

Сравнительные испытания обеих машин показали, что Ki-30 лучше летает и имеет лучшие характеристики. Еще одним преимуществом стал более проверенный двигатель Ki-32. Первоначально рассматривалось убирающееся шасси, но испытания в аэродинамической трубе показали, что улучшение характеристик компенсируется увеличением веса убирающегося шасси. Проведенные параллельно испытания Ki-32 выявили проблемы с охлаждением установленного на самолете двигателя Kawasaki Ha-9, устранение которых требует дополнительных усилий.

Поэтому было решено запустить в производство более совершенный Mitsubishi Ki-30, а работы над Kawasaki Ki-32 были продолжены. Хотя проблемы с охлаждением были устранены, а самолет продолжал вызывать проблемы, был сделан вывод, что в связи с высоким спросом на этот тип самолетов Ki-32 также должен пойти в производство.

В итоге к 1941 году было выпущено 704 единиц Ki-30 и 854 – Ki-32. Машины достались нескольким эскадрильям, принимавшим участие в боевых действиях в Китае и в действиях против советских войск. Пилоты хвалили обе машины, но обратили внимание на проблемы с двигателем в Ki-32. Оба бомбардировщика использовались до начала 1942 года, когда были признаны устаревшими и переведены на вспомогательные, а затем на учебные задачи.
Часть Ki-32 была передана ВВС Маньчжурии, где она заменила полностью устаревший армейский самолет Kawasaki Type 88, использовавшийся в качестве бомбардировщика. Партия из нескольких десятков Ki-30 была передана Таиланду. И Ki-30, и Ki-32 не играли важной роли во время Второй мировой войны, однако на ранних этапах боевых действий они были основными легкими бомбардировщиками японской армии.

Mitsubishi Ki-30
Mitsubishi Ki-30

Mitsubishi Ki-30 имел длину 10,35 м при размахе крыла 14,55 м, а его максимальная взлетная масса составляла 3320 кг. Силовой установкой служил четырнадцатицилиндровый звездообразный двигатель Nakajima Ha5-Kai мощностью 950 л.с., обеспечивающий максимальную скорость 423 км/ч и крейсерскую скорость 380 км/ч, дальность его полета достигала 1700 км. Вооружение состояло из двух 7,7-мм пулеметов — один использовался для самообороны. Бомбовая нагрузка – 400 кг.

Kawasaki Ki-32
Kawasaki Ki-32

Kawasaki Ki-32 имел длину 11,65 м, размах крыла 15 м, а его максимальная взлетная масса составляла 3760 кг. Приводом служил двенадцатицилиндровый рядный двигатель Kawasaki Ha-9-IIb мощностью 850 л.с., обеспечивающий максимальную скорость 423 км/ч и крейсерскую скорость 300 км/ч, а запас хода достигала 1965 км. Вооружение состояло из двух 7,7-мм пулеметов  один использовался для самообороны. Бомбовая нагрузка – 450 кг.

Андрей Бочкарев