fbpx

Коммерческая авиастроительная корпорация China Ltd (COMAC) объявила, что самолет COMAC C919 дебютирует на авиасалоне в Наньчане 31 октября. Это будет первый публичный показ новейшего китайского авиалайнера.

Comac c919 проблемы
Comac c919 проблемы

Спустя много лет новейший китайский C919 наконец-то дебютирует на выставках. Однако продолжающаяся пандемия, конечно, не будет способствовать показу самолета гостям и журналистам с Запада. Из-за коронавируса въехать в Китай в настоящее время практически невозможно, поэтому дебют будет локальным. Когда мы увидим в эксплуатации новые самолеты? Мы точно этого не знаем, но знаем, что самая важная программа производителя, C919, сильно задерживается. На момент анонса программы в 2010 году производитель планировал поставить первый самолет в 2016 году, но даже прототип не был представлен публике до ноября 2015 года, а технические проблемы задержали его первый полет. По заявлению производителя, первый COMAC C919 будет поставлен авиакомпании China Eastern во второй половине 2021 года. Удастся ли уложиться в срок из-за пандемии? Пока производитель избегает прямого ответа на этот вопрос.

Отложенная программа C919

Как мы знаем, задержки в авиационных программах в последние годы довольно распространены, но особенно медленный прогресс с C919 является большим позором для Китая, который вложил значительные средства в свою первую серьезную попытку вырвать контроль над монополией Airbus и Boeing на мировом рынке узкофюзеляжных самолетов. По словам четырех инсайдерского источника нашего портала, последняя проблема с машиной сводится к математической ошибке. Инженеры COMAC неправильно рассчитали силы, действующие на двигатели самолета во время полета, и отправили неточные данные производителю двигателей – CFM International. В результате двигатель и крепления могут потребовать дополнительного усиления, и COMAC, скорее всего, за все придется платить. Хотя другой источник отрицает необходимость каких-либо изменений.

Эти и другие конструктивно-технические дефекты означают, что в начале декабря, после более чем двух с половиной лет летных испытаний, COMAC отработал менее одной пятой из 4200 летных часов, необходимых для окончательного утверждения Управлением гражданской авиации Китая (CAAC). COMAC, который довольно скрытно работал над C919 с 2008 года, очень редко раскрывает свои планы и прогресс по программе. Один представитель производителя недавно сообщил китайским государственным СМИ, что он ожидает сертификации от национальных регулирующих органов через два-три года, не предоставив никаких дополнительных подробностей. Ранее публично объявленная цель компании — конец 2020 года. Другие представители COMAC заявили, что они намерены пройти сертификацию и поставить первую машину к концу 2021 года, которая отправится в China Eastern.

Стоит добавить, что COMAC не ответил на просьбу нашего корреспондента о комментариях по этому поводу. CFM International, совместное предприятие General Electric и Safran, также отказалось комментировать слухи. Согласно нескольким источникам, COMAC все еще не завершил подготовку правильных расчетов и данных для отправки производителю двигателя, которые являются ключевыми для обеспечения того, чтобы двигатель не вышел из строя при большой нагрузке.

Работа в сжатые сроки

Хотя неверный расчет данных двигателя не отражает недостатка теоретического понимания, он иллюстрируется неопытностью производителя авиастроительной техники в проектировании и строительстве коммерческих самолетов. Это не единственные проблемы, с которыми столкнулся китайский производитель. COMAC также обнаружил трещины в горизонтальном оперении первых нескольких построенных C919. Также было обнаружено, что трансмиссия нового двигателя была склонна к поломке, из-за чего двигатель несколько раз останавливался во время испытательного полета. Регулярный осмотр двигателя на предмет трещин и утечек масла серьезно ограничил программу летных испытаний.

COMAC осознает нехватку времени. Таким образом, последние три из шести испытательных машин C919 выполнили свои первые полеты до того, как получили полную окраску. Однако и без того значительные задержки могут оказаться очень дорогостоящими для самого производителя и для Китая.

Насколько чисто играли Китай и COMAC?

Пекин сделал C919 неотъемлемой частью инициативы «Сделано в Китае 2025», которая направлена ​​на то, чтобы идти в ногу с новейшими технологиями и помочь стране стать самодостаточной. Эта попытка привлекла внимание федеральной прокуратуры США,  обвинившей в 2018 году  группу китайских разведчиков, хакеров и сотрудников компании во взломе сетей 13 производителей аэрокосмической продукции по всему миру, включая компанию, описание которой соответствует CFM. Целью этой атаки была кража конфиденциальных данных, которые могли бы помочь Китаю построить свой турбореактивный двигатель. Китай, конечно же, отрицает свою причастность к взлому. Стоит добавить, что в апреле администрация Дональда Трампа, президента США, выдала General Electric лицензию на продажу двигателей для недавно внедренного китайского самолета COMAC C919. Об этом сообщила пресс-секретарь GE. В феврале такие продажи были под вопросом.

Некоторые аналитики, однако, говорят, что Пекин, возможно, не будет полностью разочарован, если самолет C919 не станет сразу же конкурировать на международных рынках, поскольку китайское правительство может заставить покупать эти самолеты отечественных авиаперевозчиков. Здесь стоит упомянуть, что на китайские государственные перевозчики и лизинговые компании приходится подавляющее большинство существующих заказов и обязательств по закупкам. Пока что единственным иностранным клиентом является лизинговая компания GECAS, принадлежащая General Electric.

“Настоящая миссия C919 – завоевать внутренний рынок, на котором доминируют два иностранных конкурента. Через 10-15 лет C919 следующего поколения или другие модели, разработанные COMAC, могут стать реальными конкурентами на мировой арене”, – сказал Жан-Франсуа Дюфур, главный аналитик DCA в Chine-Analyze.

Информация о C919

COMAC C919 – это двухмоторный турбореактивный самолет, который, в зависимости от конфигурации, сможет принимать на борт от 150 до почти 200 пассажиров, а его дальность полета определена, в зависимости от версии, от 4000. до 5,5 тыс. км. Он также будет напрямую конкурировать с самыми популярными в мире пассажирскими самолетами – Boeing 737 и Airbus A320. Машина будет оснащаться исключительно двигателями CFM International LEAP-1C. Компания планирует расширить проект новыми увеличенными и уменьшенными вариантами самолетов, а также грузовой и VIP-версиями. К 2035 году производитель планирует завоевать треть китайского рынка узкофюзеляжных самолетов и пятую часть мирового рынка. Предполагается, что в течение следующих 20 лет Китай может получить около 5000 заказов на новый самолет общей стоимостью 670 миллиардов долларов.

Андрей Бочкарев