Авиакомпании будут предлагать пассажирам ваучеры вместо денег за отмененные рейсы

Во втором квартале этого года, заканчивающемся 30 июня, авиакомпании могут исчерпать резервы наличных средств на общую сумму 61 ​​миллиард долларов, в то время как квартальный чистый убыток составит 39 миллиардов долларов. Такие подсчеты сделала Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) в своем последнем прогнозе.
Последний анализ IATA о влиянии пандемии пневмонии COVID19 на авиационную отрасль основан на исследовании, проведенном на прошлой неделе, в котором принят сценарий, предполагающий продолжение строгие ограничений на передвижение в течение трех месяцев. Согласно этому предположению, в годовом исчислении спрос упадет на 38 проц по сравнению с прошлым годом, а выручка от пассажирских перевозок в течение всего года снизится на 252 млрд долларов США. Наибольшее падение спроса произойдет во втором квартале этого года и составит, по оценкам IATA, 71 процент.

график - снижение предложения
Снижение предложения

Между уменьшением выручки и снижением затрат

В ближайшее время ситуация с авиакомпаниями будет формироваться следующими факторами:

Ожидаемые доходы перевозчиков упадут на 68 проц. Уровень снижения выручки ниже прежнего прогноза на прогноза. Уровень снижения спроса на пассажирские перевозки, так как грузовые операции будут продолжаться, хотя и на более низком, чем обычно, уровне.
IATA прогнозирует сильное снижение переменных затрат — во втором квартале это снижение может составить 70 проц., что в значительной степени совпадает с ожидаемым во втором квартале сокращения предложений на 65 проц. “Также наблюдается сильное снижение цен на авиационное топливо, но мы ожидаем, что хеджирование топлива ограничит положительное влияние этой тенденции до 31 процентов”, – считает Ассоциация.

График - падение цен на нефть и пассажироперевозок
Падение цен на нефть в этой ситуации не сильно поможет авиакомпаниям

Постоянные и полупосточнные расходы соответствуют почти половине общих расходов авиакомпаний. “Мы ожидаем, что полупостоянные расходы (включая расходы на экипаж) будут на треть ниже. Операторы сокращают расходы везде, где могут, стремясь сохранить ресурсы сотрудников и бизнеса для будущего восстановления после кризиса”, – говорится в исследовании IATA.

График - структура расходов авиакомпаний
Структура расходов авиакомпаний

Все эти изменения в сумме доходов и расходов приведут к чистому убытку во втором квартале, который оценивается в 39 миллиардов долларов США.

Возвраты билетов добивают авиакомпании

Помимо неизбежных затрат, авиакомпании сталкиваются с так называемым “отрицательным бронированием”, то есть с волной возвратов проданных, но не использованных билетов. Это связано с массовыми отменами рейсов в результате ограничений на поездки, введенных правительствами. Во втором квартале этого года. финансовое бремя авиакомпаний в этом отношении достигнет колоссальной суммы в 35 миллиардов долларов.

график предстоящие возраты
Расходы на компенсацию за билеты на фонедругих расходов

Перерасход денежных резервов будет очень серьезным. “По нашим оценкам, авиакомпании вовремя второго квартала израсходуют 61 млрд долларов из остатка денежных средств” – говорится в исследовании ассоциации.

“Авиакомпании не могут сократить расходы достаточно быстро, чтобы избежать негативных последствий кризиса. Мы говорим о разрушительном чистом убытке в 39 миллиардов долларов во втором квартале. Влияние этой потери наличными усилит эффект от обязательств в размере 35 млрд долларов США для потенциальных возвратов авиабилетов. Без посторонней помощи денежные резервы авиакомпаний могут упасть на 61 миллиард долларов во втором квартале”, – предупреждает Александр де Жюняк, генеральный директор и президент IATA.
Ваучеры вместо денежных возвратов для пассажиров

Некоторые правительства положительно отреагировали на призывы отрасли к необходимости организации операций по оказанию помощи. В число стран, которые решили предложить финансовую помощь или внедрить пакеты помощи, ориентированные на отрасль, входят Колумбия, Соединенные Штаты, Сингапур, Австралия, Китай, Новая Зеландия и Норвегия. В последнее время Бразилия, Нидерланды, Канада и Колумбия ослабили правила, позволяющие авиакомпаниям предлагать пассажирам ваучеры вместо возврата денежных средств. Это решение высоко оценивается IATA.

“В этой беспрецедентной и чрезвычайной ситуации туристическая деятельность практически закрыта. Авиакомпаниям нужен капитал, чтобы пережить нынешний период чрезвычайных потрясений. Нидерланды, Канада и Колумбия значительно укрепили стабильность сектора, позволив авиакомпаниям предлагать ваучеры вместо возврата наличных. Так они получат ценное время, которое позволяет сектору продолжать функционировать. В свою очередь, это позволит авиакомпаниям сохранять свою способность обеспечивать грузовые операции, которые необходимы сегодня, и, в конечном счете, поддерживать связь, на которую смогут рассчитывать пассажиры и экономики стран при восстановлении после рецессии”, – сказал де Жюняк.

Андрей  Бочкарев