Авиакомпании и Еврокомиссия разошлись во мнениях о выплате компенсаций пассажирам во время пандемии

Отмена рейсов ударила по многим пассажирам, особенно в прошлом году, когда разразился кризис COVID-19. Как утверждают организации потребителей, их права не соблюдались в полной мере. “Был ряд недопустимых нарушений. Авиакомпании предпочитали предлагать ваучеры или перенос даты. Они были вынуждены принять их вместо возврата денег за билеты”, —  сказал Иштван Уйхейи, венгерский депутат в начале заседания Европарламента. Одно из предложений ЕК – создать специальный фонд, который позволит избежать подобных проблем. “Тысячи европейцев купили билеты и не знают, что с ними будет”, — сказал Уйхейи.Платежеспособность перевозчиков под угрозой

“Необходимо понять, что произошло, и минимизировать последствия этих действий. Чтобы защитить потребителей, необходимо также убедиться, что авиакомпании в первую очередь платежеспособны. Мы должны искать альтернативные решения”, —  в свою очередь заявил Пабло Ариас Эчеверриа. Однако испанский политик указал, что предложение компенсационного фонда, когда компании не могут справиться с экстремальными ситуациями, не может быть связано с повышением цен на билеты, и лучше оставить для потребителей варианты в виде туристической страховки.

Депутат Европарламента напомнил, что к авиакомпаниям, получившим финансовую поддержку, не налагалось обязательство возмещать путешественникам стоимость их билеты. “Потребитель был самым слабым звеном. В случае краха авиакомпании клиенту должна быть гарантирована компенсация”, — добавил Пабло Ариаса Эчеверриа. По его мнению  при внесении поправок в Правило 261 необходимо учитывать опыт и права пассажиров авиакомпаний.

“Ключевые права не защищены. Во время пандемии все развалилось, поэтому мы провели аудит. Его цель состояла в том, чтобы проверить, защищены ли права пассажиров и приняла ли Европейская комиссия достаточные меры для их соблюдения”, — заявила Аннеми Туртельбум. Бельгийская политик также напомнила о приостановке или даже ликвидации почти 7000 маршрутов в короткие сроки и о том, что во время пика пандемии коронавируса SARS-CoV-2 уровень отмененных рейсов достигал  88 процентов.

“Четырнадцать стран возобновили пограничный контроль несогласованно, что привело к сбоям в работе рынка. У авиакомпаний были нулевые доходы, и им приходилось возвращать деньги за билеты, даже если у них не было средств. Однако пассажиры не были хорошо осведомлены о своих правах и также теряли деньги. Часто они не знали, как и с кем связаться. Их принуждали принимать ваучеры или бонусы, и, что хуже всего, правительства соглашались с этим. Так было, например, во Франции или Нидерландах”, —  сообщила Туртельбум.

Решения, принятые за счет пассажиров

По данным бельгийского политика, авиакомпании использовали внутренние льготы и не предлагали никаких других вариантов, кроме использования ваучеров. Пассажиры часто не знали, к кому обратиться. В разных странах к ним относились по-разному. “Во Франции или Греции приходилось ждать возмещения расходов до восемнадцати месяцев, хотя национальные перевозчики получали государственную поддержку. Компенсация была полностью в руках авиакомпаний, которые принимали автономные решения, часто за счет пассажиров”, — добавила Туртельбум.

Еврокомиссия предприняла ряд действий, но, как выяснилось, их оказалось недостаточно. Во время пандемии было отменено в общей сложности около 58 миллионов билетов.  “Многие неприятные ситуации можно было предотвратить. Было рекомендовано несколько решений, в том числе улучшение коммуникации на основе социальных сетей. Раньше пассажиры также теряли деньги из-за банкротства перевозчиков, и в 2018-2019 годах было зафиксировано несколько таких случаев. Тем не менее мы рекомендуем улучшить координацию между политиками, ЕС и авиакомпаниями”, — заключила презентация Туртельбум.

“Необходима некоторая гибкость в экстренных ситуациях, и ваучеры были именно таким решением”, — отстаивала решение авиаперевозчиков Косма Злотовски.

Никто не был готов к кризису такого масштаба

“Мне известно о проблемах с компенсацией. Мы очень сильно пострадали от пандемии, но давайте посмотрим правде в глаза. К кризису такого масштаба никто не был готов. Раньше никогда не было таких проблем. Необходимо задать два вопроса: во-первых, ведет ли усиление бюрократии к большей неэффективности? Во-вторых, не должен ли быть баланс между правами потребителя и правами налогоплательщиков? В свете этих вопросов необходимо оценить представленные предложения”, — начал свое выступление генеральный директор LOT  Мильчарский, который попытался представить ситуацию с точки зрения руководителей авиакомпаний.

Глава национальной авиакомпании Польши напомнил, что большинство пассажиров, однако, получили возмещение за билеты в течение определенного времени, и невозможно внедрить готовую систему, которая могла бы эффективно реагировать на события такого масштаба. “Наше ключевое убеждение в том, что положения о правах пассажиров Европейского Союза необходимо срочно изменить. Авиакомпании соблюдают правило 261, но поправки оказались недостаточными. Первоначально его основной целью была компенсация отмены бронирования из-за избыточного бронирования или по неоправданным причинам. Европейский суд даже заявил, что здесь есть нормативные недостатки”, —  пояснил представитель AIRE, который считает, что опора на прецеденты ведет к путанице.

Плохое регулирование – худший вид тирании

“Пассажиры не знали своих прав, потому что они не были должным образом кодифицированы. Плохое регулирование – худший вид тирании. Мы не могли выплатить компенсацию, потому что не хотели, а потому, что не могли работать. Во время пандемии у нас было не так много людей. При таких обстоятельствах это было невозможно. Это не было преднамеренным действием авиакомпаний, а результатом катастрофических событий”, — заявил президент PLL LOT, заметив несколько недостатков предлагаемой поправки к регламенту.

Андрей Бочкарев

Деловая авиация AVIAV TM