737MAX на заводской парковке

Авиакомпания LOT требует признать ее потерпевшей в деле о крушении двух самолетов Boeing 737 MAX

В пятницу, 28 октября, авиакомпания LOT Polish Airlines обратилась в американский суд с просьбой признать ее потерпевшей по уголовному делу о крушении двух самолетов Boeing 737 MAX. LOT утверждает, что имеет те же права, что и семьи жертв двух катастроф MAX, поскольку авиакомпания потеряла многомиллионные доходы из-за приостановки эксплуатации самолетов этой модели.Если судья одобрит и признает LOT Polish Airlines потерпевшим, европейский перевозчик, скорее всего, получит от Boeing значительную компенсацию. Пострадавшая сторона утверждает, что 20 месяцев простоя MAX нанесли ущерб в сотни миллионов долларов. Все авиакомпании, чьи самолеты B737 MAX были запаркованы, получат право на дополнительную многомиллионную компенсацию, если решение по иску LOT будет положительное решение.

LOT, как сообщает наш источник в Польше, обратилась к американскому окружному судье из Техаса Риду О’Коннору с просьбой признать авиакомпанию потерпевшей по делу, связанному с Boeing 737 MAX. Действия польского перевозчика предприняты через неделю после того, как судья О’Коннор постановил, что лица, погибшие в трагических авариях в 2018 году в Индонезии и в 2019 году в Эфиопии, по закону считаются “жертвами преступления”. Представитель LOT утверждает, что ей должны быть предоставлены те же права, что и семьям жертв.

После двух катастроф B737 MAX, в результате которых погибло 346 человек, полеты самолетов MAX были приостановлены ​​в марте 2019 года более, чем на 20 месяцев. За это время многие авиакомпании потеряли миллионы потенциальных доходов. Указание о приостановке эксплуатации было мерой предосторожности для предотвращения дальнейших аварий. После серьезных изменений в самолете, которые устранили проблему, всем MAX было разрешено вернуться к полетам с пассажирами после проведения необходимого технического обслуживания.

Во время глобальной приостановки полетов MAX у LOT было пять таких машин, и перевозчик рассчитывал, что после подписания договоров аренды таких самолетов в парке будет более десятка. Руководство авиакомпании утверждает, что приостановка эксплуатации нанесла финансовый ущерб в размере 250 миллионов долларов.

LOT Polish Airlines также обратилась в суд с просьбой увеличить сумму, причитающуюся к выплате клиентам Boeing, которым пришлось снять узкофюзеляжный B737 MAX с рейсов с пассажирами. В прошлом году авиакомпании обращались напрямую к Boeing за дополнительной компенсацией. Однако Boeing отклонил этот запрос. После отказа LOT подала в суд на Boeing о финансовой компенсации. Дело пока находится на стадии судебного разбирательства.

После двух авиакатастроф несколько расследований дела Boeing выявили несколько случаев недостатков в конструкции и производстве самолета. Следователи установили, что руководство авиастроительной компании принимало неверные решения, которые привели к сокрытию конструктивных недостатков нового самолета, что впоследствии привело к двум трагическим авариям.

По этой причине для того, чтобы Федеральное управление гражданской авиации приняло положительное решение о возвращении MAX в эксплуатацию, Boeing должен был выполнить установленные требования и внести конкретные изменения в системы предупреждения. Соглашение между Министерством юстиции и Boeing включало 1,77 миллиарда долларов компенсации авиакомпаниям, 500 миллионов долларов компенсации семьям погибших и штраф в размере 243,6 миллиона долларов. Эти две катастрофы и последующие изменения программного обеспечения обошлись компании Boeing в 20 миллиардов долларов.

По данным LOT, выплаты из клирингового фонда в размере 1,77 млрд долларов США, предназначенных для авиакомпаний, не были предоставлены перевозчикам за пределами США. Наш источник также сообщает, что польский перевозчик обратился в суд с требованием, чтобы судебные органы отложили соглашение с Boeing, чтобы “увеличить сумму, которую Boeing обязан выплатить своим клиентам”.

Андрей Бочкарев