Beechcraft Bonanza – американский лёгкий самолёт общего назначения. Выпускается фирмой «Beech Aircraft Corporation». Опытный образец совершил свой первый полёт 22 декабря 1945 года. Запущен в эксплуатацию в 1947 году. В общей сложности было построено более 17 тыс. различных модификаций Beechcraft Bonanza.
Проектирование и строительство
В конце Второй мировой войны в США появляются два новых цельнометаллических самолёта – 35 Bonanza и Cessna 195. Они являли собой воплощение различных взглядов на то, каким должен быть самолёт послевоенной эпохи.
Cessna 195 – самолёт с высокорасположенным крылом, семицилиндровым звездообразным двигателем и неубирающемся шасси с хвостовым колесом. Благодаря этим особенностям он представлял собой нечто большее, чем просто продолжение довоенных разработок фирмы Cessna Aircraft Co.
35 Bonanza – самолёт с низкорасположенным крылом, оппозитным двигателем с горизонтальным размещением шести цилиндров, убирающемся трёхколёсным шасси и V-образным оперением. У первых тридцати –сорока самолётов 35 Bonanza закрылки и элероны обтягивались тканью, на последующих – покрывались листом из магниевых сплавов.
За своё V-образное оперение 35 Bonanza получил прозвище «forked-tail doctor killer». Многие самоуверенные пилоты-любители разбивались на нём, поскольку управление такой машиной было делом сложным и требовало опыта.
Семейство Bonanza в целом состоит из трёх самолётов:
– 35 Bonanza (1947 – 1982, V-образное хвостовое оперение);
– 33 Debonair (1959 – 1995, позже стал называться 33 Bonanza, стандартное хвостовое оперение);
– 36 Bonanza (1959 – настоящее время, удлинённый вариант 33 Bonanza).
В 1982 году производство моделей с V-образным хвостовым оперением было прекращено. 33 Bonanza производилась до 1995 года. Что касается введённой в эксплуатацию в 1968 году 36 Bonanza, то её выпускают по сей день.
У всех самолётов семейства Bonanza есть одна общая особенность – штурвальная колонка и педали управления рулём направления связаны между собой системой амортизирующих тросов. Благодаря этой системе пилоты могут совершать координированные развороты с использованием лишь штурвальной колонки или посредством минимального нажатия на педаль руля в ходе крейсерского полёта.
Повышенное усилие на педали для отклонения руля направления вправо всё ещё необходимо при взлёте для преодоления шарнирного момента двигателя и P- фактора[1].
Эксплуатанты
Самолёты семейства Bonanza широко используются чартерными авиакомпаниями и частными лицами.
Общие лётно-технические характеристики
Состав экипажа: один человек.
Максимальная пассажирская загрузка: пять человек.
Длинна: 8.38 метра
Размах крыла: 10.21 м
Высота: 2.62 м
Собственный вес: 1.142 кг
Взлётная масса: 1.656 кг
Двигательная установка: 1 × Continental IO-550-B мощностью 300 л.с.
Крейсерская скорость: 326 км/ч
Дальность полёта: 1.326 км с полной пассажирской загрузкой.
Дальность полёта без дозаправки: 1.722 км
Максимальный потолок: 5.600 м
Вертикальная скорость набора высоты: 6.2 м/с
[1] P-фактор – ассиметричная нагрузка на воздушный винт.