Безопасность российских авиакомпаний упала до критически низкого уровня

Регулятор авиарынка Федерального авиационного управления США (FAA) понизил рейтинг безопасности российской авиации. На данный момент это II категория, поскольку российский регулятор, Росавиация, не соблюдает правила, установленные Международной организацией по авиационной безопасности (ИКАО).

A350 для Аэрофлота
A350 для Аэрофлота

К американской категории I относится большинство стран с развитым воздушным транспортом, включая все страны ЕС.

Ранее Евросоюз внес в «черный список» 21 российского перевозчика как не отвечающих международным требованиям. В основном речь шла о невозможности надежно обслуживать самолеты из-за введенных санкций. То же самое сейчас у американцев. Ни одна российская авиакомпания теперь не имеет права приземляться в аэропортах США и не имеет права использовать воздушное пространство этой страны.

Они также не могут использовать коды бронирования партнерских авиакомпаний. Аэрофлот и S7 исторически были членами глобальных авиационных альянсов SkyTeam и Oneworld соответственно. После вторжения России в Украину оба перевозчика из них были исключены. Лидерами в SkyTeam являются Delta Air Lines, Air France и KLM, в Oneworld — British Airways и American Airlines.

Все эти ограничения на данный момент носят чисто теоретический характер, потому что российские перевозчики не летают в США. Тем не менее они довольно унизительны, так как российская авиация поставлена на один уровень с авиакомпаниями, в т.ч. из Ганы, Бангладеша и Пакистана. Всего в этом списке сейчас 15 стран. Мексика также некоторое время находилась в «черном списке» во время пандемии COVID-19. Но после выполнения большинства условий и уточнения оговорок мексиканские перевозчики были повторно допущены на рынок США. Это произошло не сразу, а постепенно и очень медленно.

Будет ли так же, когда конфликт закончится и санкции снимут?

Бижан Васиг, профессор экономики Авиационного университета Эмбри-Риддла во Флориде, сомневается в этом: “Запад действительно решил парализовать российскую авиацию и, кажется, это ему удалось. Скоро выяснится, что в России закончились оригинальные запчасти для самолетов, а также мы станем свидетелями уменьшения количества внутренних рейсов внутри самой России. Единственным выходом для россиян будет каннибализация и снятие оригинальных деталей с других самолетов”, — говорит проф. Бижан Васиг.

Может возникнуть и другой сценарий. Опыт последних лет показал, что если производители запчастей активно лоббируют в своих странах доказательства того, что это вопрос безопасности или гуманитарных соображений, то внезапно появляются всевозможные лазейки, допускающие какое-то ограниченное предложение. Однако на данный момент нет никаких признаков того, что такое лоббирование имеет место в отношении российского рынка, который оказался не столь важным.

Сегодня сами россияне признают, что санкции приведут к проблемам с обеспечением безопасности полетов. Пока ответ западных производителей таков: если не можешь обеспечить безопасность, то не летай. “Тогда пилотам придется игнорировать любые предупреждающие сигналы о том, что системы не работают должным образом. Логическим следствием такой ситуации станут массовые отказы от полетов, потому что пилоты не готовы игнорировать правила безопасности”, — заявил корреспонденту нашего портала анонимный представитель российского перевозчика.

Так что, скорее всего, российские перевозчики не смогут летать в ЕС и США даже после окончания российского вторжения и снятия санкций. Потребуется время, чтобы восстановить нормальные стандарты.

Андрей Бочкарев