fbpx

Небольшой двухместный полностью деревянный самолет Avia BH-1 (BH-1 exp) был первым самолетом, разработанным чехословацкой компанией Avia. Была построена одна машина, которая разбилась в 1922 году, но в 2004 году была создана летающая копия самолета.

Avia BH-1
Avia BH-1

Самолет был спроектирован Павлом Бенешем и Мирославом Хайном, работавшими на заводе Avia в 1920 году. Испытания машины под названием Avia BH-1 exp начались 13 октября 1920 года. За штурвалом находился Йозеф Новак. Первые полеты были короткими и длились несколько минут, но машина показала себя неплохо, несмотря на небольшой опыт конструкторов.
Длина самолета составляла 5,7 м, размах крыльев 10 м, вес пустого – 270 кг, а максимальная взлетная масса – 490 кг. Первоначально силовой установкой был четырехцилиндровый двигатели Austro Daimler мощностью 35 л.с., позднее замененный на Gnome Omega мощностью 50 л.с., обеспечивающий максимальную скорость до 137 км / ч. Характерной особенностью машины была полностью деревянная коробчатая конструкция фюзеляжа с одним крылом (в 1920-х годах большинство машин имели систему бипланов) с подкосами и неубираемым шасси.
BH-1 был спроектирован как двухместный, но используемый двигатель был слишком слабым для того, чтобы поднять в воздух пилота и пассажира. Вскоре после первого полета было принято решение сменить двигатель на семицилиндровый роторный двигатель Gnome Omega мощностью 50 л.с., который не только позволил принять пассажира на борт, но и увеличил скорость самолета.
После серии испытаний машина была представлена ​​на выставке в Праге, где она вызвала большой интерес как у посетителей, так и у властей, которе предоставили грант на дальнейшие работы стоимостью 100 000 чешских крон. В 1921 году Avia BH-1, пилотируемый Богуславом Мунзаром, приняла участие в воздушной гонке по всей Чехословакии, которую он выиграл, достигнув средней скорости 125 км/ч. К сожалению, в 1922 году самолет попал в аварию. В связи с появлением более новых и лучших самолетов, в том числе Avia BH-3, было решено, что ремонтировать бессмысленно, и BH-1 был демонтирован.
В 2004 году благодаря Марселю Сеземскому BH-1 снова появился в небе в виде точной копии с двигателем Walter Mikron. По своей конструкции самолет идентичен оригиналу. Разница лишь в максимальной взлетной массе – 450 кг и максимальной скорости до 140 км/ч. Дальность полета 250 км, продолжительность – 2,4 часа.

   Андрей Бочкарев